Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты “Церковный вестник”, Москва
Мне кажется, этот вопрос в семье крепкой и дружной практически не встает. Если родители вместе с детьми читают, играют, гуляют, то как они могут оставлять детей в стороне, когда молятся? Что это, какая-то особенная сфера жизни, куда детей не берут? Как раз наоборот, это сфера личная, семейная.
Всерьез мучиться этим вопросом могут только те, для кого молитва еще не стала частью жизни. А если она для нас радость, если мы понимаем, что это высшее из искусств – то, что собирает, соединяет семью, дает ей надежное основание в жизни, то как мы можем отнимать опыт первой молитвы у наших детей?
Я считаю, что исключать детей из молитвенной жизни противоестественно даже с бытовой точки зрения. Что же получается: родители молятся, к примеру, перед трапезой, а ребенок? Он в это время повернулся к ним спиной и машинку катает? А вечером, укладывая ребенка спать, неужели отец и мать не перекрестят его, не прочтут хотя бы одну коротенькую молитву?
Идея “свободного выбора веры” и связанный с ней вопрос, надо ли воспитывать ребенка в вере или вырастет – сам решит, возникает, главным образом, из-за духовной неопытности или религиозной индифферентности родителей.
Ольга Чакина, мать троих детей, преподаватель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, якутской культуры, руководитель театральной студии “Дьулуур”, Якутск
В моём классе есть мусульмане, мальчик и девочка, приехали из Киргизии. Когда на “уроках доброты” мы говорим о Православии, о том, какими мы должны быть, они на это добро, которое есть в нашей вере, отзываются. Я подарила им Новый Завет на якутском языке (киргизский к нему близок), и дети с такой радостью рассказывали, как мама с бабушкой переводили им, что всё поняли, что в Коране есть те же главные заповеди добра и правды. Мир сейчас становится всё более злым – так сами дети говорят, а такие беседы просто окрыляют их.
Знаете, какая заповедь больше всего трогает детей? “Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…”. А это значит, почитай всякого живущего рядом старшего человека, прими его.
Нет, дети – не трава. Сами могут вырасти только щенята. А дети впитывают то, что их окружает. И к юности сердце ребёнка так окаменевает, что когда падает на эту почву зерно Слова Божия, оно уже не может дать всходов. И мы должны им помогать услышать это Слово, если хотим жить счастливо в старости.
Александр Корноухов, художник-монументалист, Москва
Мне кажется, что людское сообщество неотделимо от глубокого контекста, от образов, которые накапливаются поколениями. Я много раз убеждался, что дети, у которых в роду были священники, обладают особо тонкой чувствительностью в вопросах веры. Значит, все воспитуемо.
Вообще любая возможность приобщить ребенка к Богу – хороша. Только не должно быть “палочного приобщения”. В этом случае результат может быть противоположным. Мудрость воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку какие-то главные понятия, с помощью которых он сам придет к некоему умозаключению. А все, что ребенку навязывают, он старается затем отбросить.
Так же бесполезно воспитывать на словах. Самое действенное – воспитание молча, всей своей жизнью. И если родители живут в вере, то эта вера есть и в ребенке, причем закладывается она на глубоко подсознательном уровне, как бы родители себя ни вели, куда бы их ни заносило – вправо или влево.
Что делать в случае, если родители сомневаются? Пока у них не будет собственного духовного опыта – состояние нерешительности во всех реалиях жизни останется неизменным. Никакими предписаниями здесь ничего не сделаешь…
Анна-Лаура Гострем, корреспондент журнала “Архитектурный вестник”, одна из организаторов воскресной школы храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье, Москва
Думаю, что родители должны воспитывать детей в религиозном плане. Крещение освобождает душу от заключения, мрака безбожия, и чем раньше оно произойдет, тем меньше греха человеку придется нести. Для меня все это очень живо, хоть и крестилась я давно – в 1980 году, в возрасте двадцати двух лет. Помню, как все тогда преобразилось – будто упала пелена с глаз. И все встало с головы на ноги. Не крестя своих детей, мы лишаем их помощи Божьей, бросаем в заведомо трудные ситуации, с которыми подчас не справиться и взрослым людям. Отнимая духовную пищу, мы надеваем на них кандалы. Это похоже на древнюю японскую традицию обувать девочек в деревянные колодки-туфли, чтобы нога больше не росла… Делать подобное – обрекать маленького человека на неполноценность.
Если наши дети захотят, когда вырастут, добровольно отказаться от веры – это их горький черный выбор. Тем же, кто сомневается в правильности воспитания с детства в православной вере, я скажу: вы сами себя обманываете, не открывая перед детьми всех дверей, не давая им полной свободы.
Никита Мишин, член совета директоров ЗАО “Северстальстранс”, Москва
Прежде всего, когда родители сами живут в вере, они тем самым и ребенка воспитывают в вере. Малыш знает, что родители посещают храм, замечает, как они молятся, видит образа на стенах. Он слышит слово “пост”, празднует Пасху и Рождество, а не только Новый год и День защитника Отечества. Даже если взрослые ничего ему специально не объясняют и не вовлекают его сознательно в религиозное действие, он самостоятельно и естественно впитывает и осмысляет увиденное, исподволь познает этот пласт реальности, так или иначе применяет эту систему к поступкам и фактам. Верующий человек не может и не должен стесняться своих взглядов, особенно в собственной семье. Принято все время говорить о колоссальном влиянии негативных факторов в родительском поведении на формирование личности ребенка. Но ведь и позитивная атмосфера религиозной жизни хотя бы взрослой части семьи отзывается в душе ребенка самым благоприятным образом. Конечно, если эта религиозная жизнь искренняя и неагрессивная.
Следующее соображение касается мировоззрения. Для верующего человека религиозное знание носит центральный, главенствующий характер. Встреча с Богом – самое важное событие его жизни. Восприятие этой системы ценностей в огромной мере определяет отношение ко всему остальному. Как можно, четко отдавая себе в этом отчет, не желать, не пытаться передать это знание так любимым нами детям? Ведь мы готовы им охотно рассказывать историю древних греков или объяснять смысл математических функций. Такую трансляцию знания взрослые, как правило, находят не только уместной, но и весьма желательной. Так неужели мы должно скрывать от собственных детей наши самые принципиальные убеждения? Если вы верите, что можно спастись, победить смерть, как можно не сказать об этом ребенку? Как отвечать на вечные “почему?” и “что такое хорошо?”, не рассказывая о Боге и Его заветах? И, главное, ради чего таиться? Конечно, очень важно найти правильные слова для такой беседы, не перегнуть палку, не сползти в примитивный формализм. Дети очень ценят искренность и доверительное отношение со стороны старших. Если в итоге ребенок почувствует ваши убеждения как свои – Слава Богу, если придет к своей вере в более позднем возрасте – ничего страшного. Если вы считаете, что знаете самую безопасную и короткую тропу через темный и страшный лес, нельзя и не нужно заставлять своих отпрысков идти по ней. Но и не показать ее преступно и глупо.
Наконец, приведу еще один, самый короткий аргумент в пользу воспитания в вере. Все мы знаем, как сильно малыши любят праздновать День своего рождения. Так давайте же порадуем их еще и добавим к этому День Ангела!
Комментировать