Преподобномученик Никано́р (Морозкин), архимандрит
Житие
Преподобномученик Никанор родился 13 марта 1870 года в селе Выжелес Спасского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Михаила Морозкина и в крещении был наречен Никифором. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 году Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика.
В 1899 году Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда[a]. 25 ноября 1903 года он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 года – рукоположен во иеродиакона[1].
29 сентября 1909 года настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, писал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей»[2]. 5 октября 1909 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил его во иеромонаха[3].
27 февраля 1917 года иеромонах Никанор был назначен духовником братии. 24 августа 1920 года совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности»[4].
В 1921 году Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев. Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинский монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 году он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 года назначен членом Московского епархиального собрания[5], в том же году он был возведен в сан архимандрита.
Отец Никанор был арестован во время очередных гонений на Церковь – 2 февраля 1932 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Пытаясь найти выход из неразрешимой дилеммы, когда советская власть утверждала публично, что она дает свободу исповедовать любую религию и чужда каким бы то ни было гонениям на Церковь, и в то же время беспощадно арестовывала духовенство, архимандрит Никанор, отвечая на вопросы следователя, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как с моей стороны никакой антисоветской агитации не было. Я считаю себя обязанным исполнять среди крестьян требы, на которые меня приглашают, но в разговоры с крестьянами о политике никогда не вступал. Лично я относительно советской власти считаю, что со стороны ее в отношении Церкви гонения нет, но есть гонение на духовенство, которое невинно содержится в тюрьмах»[6].
Следователь спросил отца Никанора, помогает ли он высланному архимандриту Николо-Перервинского монастыря, на что он ответил, что помощь тому, действительно, посылается регулярно один раз в месяц.
13 марта 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Никанора к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. 1 июля 1934 года он был, как инвалид, освобожден и вернулся в Москву; но здесь ему жить не разрешили, и он поселился в селе Спас-Осташево Волоколамского района Московской области и стал служить здесь в Спасской церкви.
Архимандрит Никанор был арестован 26 марта 1938 года и первое время содержался в волоколамской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
– Вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди окружающих вас лиц. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Контрреволюционной и антисоветской клеветы я никогда не высказывал и виновным себя не признаю, – ответил архимандрит.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей, каковые уличают вас в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Дайте правдивые показания по этому вопросу.
– Я еще раз подтверждаю, что никогда против советской власти ничего не говорил и зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей считаю ложными, – ответил отец Никанор.
Были устроены очные ставки архимандрита со лжесвидетелями; отец Никанор сказал, что он всецело был занят богослужением и все выслушанные им показания о его антисоветской деятельности считает ложными.
29 апреля следствие было закончено, и следователь еще раз спросил отца Никанора, признает ли он себя виновным в проведении контрреволюционной и антисоветской агитации, на что тот еще раз повторил, что виновным себя не признает. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Никанора к расстрелу. Архимандрит Никанор (Морозкин) был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь».
Тверь. 2008. С. 379-382
Примечания
[a] Ныне находится в черте города Москвы.
[1] Там же. Ф. 353, оп. 4, д. 383, л. 12 об-13. ЦИАМ. Ф. 1371, оп. 1, д. 82, л. 9 об-10.
[2] Там же. Ф. 203, оп. 551, д. 196, л. 1.
[3] Там же. Л. 2 об.
[4] ГАРФ. Ф. 353, оп. 4, д. 384, л. 77.
[5] ЦИАМ. Ф. 2303, оп. 1, д. 6, л. 153-154.
[6] ГАРФ. Ф. 10035. Д. 78798, л. 42.
Источник: fond.ru
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Мирскаго мятежа удалився,/ во обитель Никольскую на Перерве вселился еси,/ егда же мятежнии на Бога и Церковь Его восташа,/ яко пастырь добрый, душу за ню положил еси,/ преподобне Никаноре мучениче./ Ныне, в Небесных обителех пребывая,/ поминай нас, любовию чтущих тя,// и моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 5
Во обители Перервинстей терпеливно подвизаяся,/ добродетелем усердно прилежал еси/ и иноком богомудрый наставник явился еси,/ преподобне Никаноре достославне./ Егда же прииде час испытания веры твоея,/ твердость и терпение показуя,/ даже до смерти за Христа вся претерпел еси/ и мученический венец от Него приял еси,/ ныне, Престолу Божию предстоя,// моли прилежно спастися душам нашим.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11