Священномученик Михаил Абрамов, пресвитер
Житие
Михаил Иванович Абрамов родился 1 ноября 1885 г. (по другим документам 3 ноября 1885 г.) в деревне Роговая, Дурновской волости, Пронского уезда, Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1897 г. он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901 г. по 2-му разряду. Михаил Абрамов продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой в 1907 году был определен к церкви Покрова Божией Матери г. Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно-приходской школе. В 1908 году указом правящего архиерея - епископа Рязанского и Зарайского Михаил Иванович определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священники.
Вот выписка из Клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова от 1912 года: «Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. …В семействе у него жена – Евдокия Андреевна, 21 лет, родилась 20.07.1890. Сын – Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909». Матушка Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском епархиальном женском училище. Об отце Михаиле говорится так: «поведения отлично хорошего. По службе исполнительный и усердный. К благоустройству прихода и церкви относится с полным вниманием и усердием. …Во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорит проповеди».
В 1912 году отец Михаил был переведен в Николаевскую церковь села Мостья Ряжского уезда Рязанской епархии, где он также законоучительствовал в церковно-приходской школе. За усердную службу в марте 1913 года он награжден набедренником, а в феврале 1914 г. отца Михаила переводят в Тульскую епархию в село Богослово Епифанского уезда. В мае 1916 г. за особые труды (устройство яслей для детей) по обстоятельствам военного времени Епархиальным Начальством священник отмечен наградой. Как свидетельствует запись в Клировой Ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года, в семействе у отца Михаила на тот момент было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид – «род. 1913 г. Августа 8-го дня». Священник Михаил и члены его семьи снова отмечены положительной характеристикой: поведения «отлично-хорошего», «честнаго».
После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.). В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК по которой отбывал 1 год лишения свободы в Тульском исправдоме с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг. По освобождении из заключения его принял правящий архиерей, который дал ему новое назначение. С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов служит священником храма Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище, что на Дубненском устье.
В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.). В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице.
В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича. Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке». Дела в те времена рассматривались на самом деле быстро и упрощенно: дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года. 13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли только паспорт. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.
Первый и последний допрос состоялся на следующий день - 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила. Вел допрос и заполнял протокол сержант госбезопасности. Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный к Советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».
Следователь нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены 19 и 20 ноября, а 21 ноября, в день тезоименитства батюшки (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), уже было подписано обвинительное заключение: «АБРАМОВ, вернувшись из ссылки в 1937 году, враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза – внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа Троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».
Тройка УНКВД Калининской области 27 ноября постановила: Абрамова Михаила Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ. Постановление было приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г. Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.
В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.
Источник: nasledie.dubna.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника...