Священномученик Иоа́нн Хрусталев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Житие
Краткое житие священномученика Иоанна Хрусталева
Протоиерей Иван Васильевич Хрусталев родился в селе Богородское Серпуховского уезда Московской губернии в 1875 году в семье диакона. Он закончил Духовную семинарию и, приняв священный сан, служил в Богородицкой церкви села Владыкино под Москвой. 19 ноября 1937 года батюшку арестовали и 5 декабря приговорили к высшей мере наказания. 10 декабря 1937 года он был расстрелян в Бутово.
Священномученик протоиерей Иоанн Хрусталев был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских, пострадавших на Бутовском полигоне, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 года.
Источник: pstgu.ru
Полное житие священномученика Иоанна Хрусталева
Священномученик Иоанн Васильевич Хрусталев (1875–1937), протоиерей. Родился в 1875[1] году в селе Богородское[2] или в селе Починки[3] Серпуховского уезда Московской губернии в семье диакона Василия Хрусталева.
Закончил Перервинское духовное училище, затем поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1898 году[4].
Женился на дочери священника Юлии Андреевне Румянцевой, у них родилось восемь детей.
В 1900 году был рукоположен во диакона к Головинскому женскому монастырю, где прослужил два года, а затем был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Владыкино под Москвой[5].
В 1915 году овдовел.
В 1917 году после смерти протоиерея Иоанна Протопопова, по ходатайству прихожан[6] был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем владыкинского храма. Позднее был возведен в сан протоиерея.
Не смотря на призывы новой власти оставить служение и закрыть церковь, отец Иоанн не только продолжил службы в храме, но и нарушал запрет на посещение домов односельчан для отправления треб. Когда давление со стороны власти усилилось, чтобы не подвергать семью опасности, священник ушел из дома в маленькую сторожку на церковном дворе и продолжил служить. В воскресные дни храм был полон. Семья заботилась об отце Иоанне. Маленькая внучка Лида приносила еду, дочери стирали одежду.
Одна из дочерей о. Иоанна вышла замуж за домоуправа Григория Румянцева, который был человеком беспутным и пьющим, часто затевал конфликты и при этом распространял о себе слухи, что он является негласным сотрудником НКВД и может способствовать аресту любого человека. Противник Церкви, он давно хлопотал перед властями о том, чтобы храм в селе Владыкино был закрыт и отдан под клуб. В 1937 году его вызвал к себе начальник районного НКВД и потребовал, чтобы он подписал лжесвидетельства на некоторых людей для их последующего ареста. Григорий согласился подписать документы на клир храма Рождества Пресвятой Богородицы: тестя-священника, диакона и псаломщика. Однако от него потребовали, чтобы он подписал бумаги и еще на целый ряд людей, на что он не согласился и предложил иные кандидатуры, предполагая с помощью НКВД свести с ними счеты, но начальник районного отдела НКВД заявил, что, если тот не подпишет, что от него требуют, то будет сам арестован. В октябре 1937 года в редакцию газеты «Рабочая Москва» пришел донос на Григория Румянцева; он обвинялся в том, что отпущенные для ремонта дома средства использовал для ремонта своих помещений, а, кроме того, что он «бывший офицер, сын торговца, окружив себя “своими” людьми, родственниками, ведет политику озлобления масс... выдает себя за бывшего секретного сотрудника и что он может каждого изолировать в 24 часа, кто посмеет выступить против него». Заявление было отправлено в НКВД, и 20 октября последовало распоряжение допросить доносчика.
19 ноября 1937 года прот. Иоанн Хрусталев был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации террористического характера против руководства страны".
– Следствию известно, что вы вместе с Румянцевым, Станиславлевым и Некрасовым среди рабочих проводили контрреволюционную агитацию, а также распространяли в среде верующих провокационные контрреволюционные слухи о советской власти", – объявил следователь отцу Иоанну.
– Нет, я виновным себя не признаю, никаких контрреволюционных разговоров я среди верующих не проводил", – ответил священник.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Иоанна Хрусталева к расстрелу, протодиакона Сергия Станиславлева, псаломщика Николая Некрасова и оговорившего их Григория Румянцева – к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Расстрелян 10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне.
2 декабря 1957 года был реабилитирован по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 года[7].
Примечания
[1] Основная версия. По сведениям Анастасий Черновой без указания источника – 20 января 1878 года, см. Анастасия Чернова, "Владыкинские Заступники" // Сайт газеты "Православная Москва", 4 января 2016.
[2] По БД ПСТГУ.
[3] По сведениям Анастасий Черновой и жизнеописанию на сайте храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Село Починки расположено на правом берегу реки Лопасни выше Турова.
[4] "Выпускники Московской духовной семинарии 1816-1889, 1895-1905, 1907-1916 гг." // Генеалогический сайт Бовкало А.А.
[5] По сведениям Анастасий Черновой, с 1900 года служил диаконом в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, см. Анастасия Чернова, "Владыкинские Заступники" // Сайт газеты "Православная Москва", 4 января 2016.
[6] "История храма" // Статья на сайте Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.
[7] Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта 2007 года.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?