Священномученик Иннокентий (Тихонов), архиепископ Винницкий
Дни памяти
Житие
Священномученик Иннокентий1 (Тихонов Борис Дмитриевич; 22.05.1889 — 11.1937), архиепископ Винницкий. Происходил из мещан. После окончания Томского реального училища и Томской Духовной семинарии (1911) поступил в СПбДА. Во время учебы в 1913 г. принял монашество с именем Иннокентий, в том же году был рукоположен во диакона, в 1914 г. — во иерея. Летом 1914 г., с началом первой мировой войны, прервал обучение и стал духовником раненых в подвозном автомобильном перевязочным отряде, затем духовником 2-го Серафимовского лазарета, полковым священником на Кавказском фронте. В начале 1915 г. вернулся в Петроград. В 1916 г. окончил Петроградскую Духовную академию кандидатом богословия, оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре церковной археологии и христианского искусства. Специализировался по литургике и церковной археологии, был знатоком устава и старинных знаменных распевов, изучал древнерус. церковные облачения; посещал занятия в Петроградском археологическом институте.
В июне 1917 г. поступил в братию Александро-Невской лавры. В 1918 г. исполнял обязанности правителя дел Духовного Собора лавры, в январе 1919 г. в связи с избранием ученым секретарем Гос. археологической комиссии по секции церковных древностей освобожден от этой должности; продолжал заведовать древлехранилищем лавры. Преподавал Ветхий и Новый Завет в Петроградском Богословско-пастырском училище. В связи с прекращением преподавания в школах Закона Божия св. Иннокентий вместе с братьями иеромонахами Львом и Гурием (Егоровыми; Гурий, впосл. митрополит) создал в марте 1918 г. при лавре кружок из молодых монахов и мирян с целью воспитания детей и молодежи в духе Православия. В февр. 1919 г. на основе кружка было образовано Александро-Невское братство. Св. Иннокентий руководил одним из братских хоров, в мае 1920 г. возглавил братский Кружок любителей православного богослужения, позднее был руководителем епархиального «Кружка образованных иноков и стремящихся к монашеству». В мае 1920 г. был товарищем председателя 1-й конференции братств Петроградской епархии, по причине болезни председателя свящ. А. И. Введенского (впосл. один из лидеров обновленчества) фактически исполнял его обязанности; руководил на конференции работой секции по просветительской и миссионерской работе; вошел в совет общебратского союза. В сентябре 1920 г. Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) назначен настоятелем крестовой церкви лавры. В 1921 г. возведен в сан архимандрита.
28 марта 1922 г. хиротонисан во епископа Ладожского. Стал викарием Петроградской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митр. Вениамин. 28 мая вместе с митр. Вениамином составил послание об отпадении от Церкви руководителей обновленцев. 1 июня 1922 г. арестован за отказ признать послание не имеющим канонической силы. Проходил по делу вместе с др. членами Александро-Невского братства. Следствие ГПУ не смогло собрать обвинительный материал для направления дела в ревтрибунал, но рекомендовало выслать его за пределы Петроградской губ. как «политически неблагонадежного». 4 янв. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам за «агитацию против изъятия церковных ценностей» приговорен к 2 годам ссылки в Архангельскую губ., 23 февр. того же года место ссылки изменено на Туркестан.
В марте 1925 г. освобожден, принял участие в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г., подтвердившем назначение Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). По возвращении в Ленинград входил в Епископский совет, управлявший Ленинградской епархией. На св. Иннокентия было возложено редактирование текстов воззваний Епископского совета, составленных совместно с другими членами Совета викарными епископами Кронштадтским Венедиктом (Плотниковым), Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Шлиссельбургским Григорием (Лебедевым). Согласно правилам гос. регистрации был приписан к храму во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской (Синопской) набережной, который стал центром деятельности Александро-Невского братства. В храм перешел и братский хор. В ночь на 19 декабря 1925 г. арестован по «делу Епископского совета». Обвинялся в «распространении контрреволюционной литературы» (при обыске у св. Иннокентия был изъят антиобновленческий «Катехизис по вопросам обновленчества в РПЦ»). 29 апреля 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к ссылке в Сибирь на 3 года. Проживал в с. Братском Тулунского окр. Сибирского края. По некоторым сведениям, в июне 1927 г. находился на Соловках. В 1928 г. переписывался с «главным идеологом» иосифлян прот. Ф. К. Андреевым, отстаивая правильность церковной политики Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси).
26 окт. 1928 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобожден по отбытию срока ссылки с запретом на 3 года проживания в важнейших городах и с прикреплением к избранному месту жительства. С началом 1929 г. проживал в Вологде. 30 августа 1930 г. назначен епископом Благовещенским, но назначения не принял. Осенью 1931 г. арестован в Вологде, обвинялся в антисоветской агитации. 2 декабря 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере. Работал на строительстве канала, был контужен при взрывных работах. В 1933 г. досрочно освобожден. 19 октября 1933 г. назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. В сентябре 1936 г. тайно рукоположил будущего митр. Иоанна (Вендланда) во диакона. В январе 1937 г. назначен архиепископом Харьковским, с 23 марта того же года архиепископ Винницкий. 29 октября 1937 г. арестован в Виннице, приговорен Особой тройкой УНКВД по Винницкой обл. к высшей мере наказания и расстрелян.
Примечание
1 Не включен в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.