Священномученик Алекса́ндр Покровский, пресвитер
Житие
Краткое житие священномученика Александра Покровского
Александр Михайлович Покровский родился 14 августа 1879 года в селе Казаново Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Образование он получил в Волоколамском духовном училище и Вифанской Духовной семинарии. После окончания учебы в 1905 году Александр был рукоположен священником к Ново-Васильевской церкви села Васильевское (Лотошинский район Московская область), где он и служил вплоть до своего ареста 12 ноября 1937 года.
Когда батюшку арестовали, ему предъявили обвинение в контрреволюционной агитации. Он был осужден по статье 58-10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания. 27 ноября 1937 года отца Александра Покровского не стало, он был расстрелян вместе со многими клириками и мирянами на полигоне Бутово в Московской области. 21 августа 2007 года определением Священного Синода священномученик Александр был причислен к лику святых.
Полное житие священномученика Александра Покровского
Будущий священномученик Александр родился 14 августа 1879 года в селе Казаново Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Михаила Покровского.
У псаломщика Михаила Покровского было шесть дочерей и четыре сына, и жила семья очень бедно; часто не хватало своего хлеба до нового урожая, а купить было не на что, и родители посылали детей к соседям и даже в соседнюю деревню, чтобы занять хлеба. С десяти лет дети помогали отцу в работе — сеяли, убирали хлеб, косили и собирали сено, для них отец специально купил маленькие косы.
Когда дети подросли, то и тогда не оставляли крестьянских работ, и, бывало, нанимались поденно на сельскохозяйственные работы к местному священнику или диакону. Половину сена брали в этих случаях себе, а половину отдавали хозяину. Когда старшим детям впоследствии приходилось уезжать на учебу в семинарию, отец продавал половину сена для того, чтобы оплатить им дорогу. Дети уезжали в семинарию, не возвращаясь на рождественские и пасхальные каникулы за отсутствием средств, приезжая домой только после окончания курса.
Первоначальное образование Александр получил в земской школе; в 1897 году он окончил Волоколамское духовное училище, в 1905-м — Вифанскую Духовную семинарию. Окончив семинарию, Александр поступил учителем в сельскую школу; в 1906 году он был рукоположен во диакона ко храму в Инженерном училище на Бахметьевской улице в Москве, в 1909 году был переведен в храм святого князя Владимира в Старосадском переулке, одновременно он исполнял послушание законоучителя.
В 1910 году его отец тяжело заболел и вынужден был уйти за штат, и на диакона Александра легли все заботы по содержанию семьи, в которой еще было три незамужних сестры, две из которых не получили еще никакого образования. В это время ему пришлось испытать весьма тяжелое бремя материальной нужды; в 1919 году он был рукоположен во священника и служил в церкви преподобной Елизаветы при Дорогомиловском кладбище.
После большевистской революции жить стало еще тяжелее, отец Александр стал искать приработка, не брезгуя, по его словам, никакой работой. Он работал в Татарском комиссариате на Кремлевской набережной, где в его обязанности входило доставать продукты для столовой и следить за чистотой, был счетоводом в продовольственном складе рабочего кооператива, статистом по переписи населения Москвы, дворником от квартального хозяйства. С 1923 года он стал служить только в храме, оставив светские заработки. Жил он сначала в квартире при храме святого князя Владимира в Старосадском переулке, а в марте 1929 года переехал поближе к Елизаветинской церкви, поселившись в доме на Можайском шоссе.
Отец Александр был усердным и смелым проповедником и в одной из проповедей, обращаясь к прихожанам, сказал: «…Вот в настоящее время сеются по всем углам нашего отечества семена неверия. Оно стало так модно, что всякое проявление религиозного чувства и выполнение религиозных потребностей угрожает опасностью потерять место на общественной службе, при первом удобном случае быть сокращенным. Оно стало необходимым для благополучного и успешного прохождения курса наук и занятия после общественной службы. Это модное поветрие много приносит соблазна для молодого поколения, для которого не представляется блестящей карьеры на общественной службе без этого девиза неверия.
Что же это значит, откуда зародилось такое поветрие? Наука что ли так превзошла, что не стало уже нужды в Божественном откровении? Она дает ответы на все жгучие вопросы, волнующие людей: о происхождении мира и всего живущего о смысле жизни и последней судьбе мира и человека? Нет, наука отвечает, что все произошло так себе, само из себя, из пылинок, так называемых атомов, неизвестно откуда-то появившихся. Не знает и того, как возникла жизнь на земле, возникают ли на земле какие-либо живые существа вновь самопроизвольно. Много, много нужно еще учиться двигателям безбожной науки, чтобы дойти до познания Бога. Безбожная наука сама говорит, что вечных и абсолютных истин нет, но наука совершенствуется, все ближе и ближе приближается к истине и действительному познанию мира и человека, благодаря этому человек все более из раба природы становится ее господином.
Но ведь это есть повеление Божие. На первых страницах Библии, этого Божественного Откровения говорится: Бог создал человека по образу Своему и по подобию. Поставил его как царя всей природы, чтобы он познавал все силы ее и употреблял их на службу себе для облегчения своего труда. И на первых порах Сам Бог привел к нему всех животных, чтобы он дал всем, им имена. Познай свойства, качества всех животных и приспособляй их на службу себе. Развивай свои физические, умственные качества, уподобляйся Богу до бесконечного совершенства. Будьте совершенны, как Отец мой Небесный совершен есть, сказал Христос Спаситель. В притче о талантах Господь грозит страшным наказанием тем людям, которые данные им от Бога таланты не употребляют на дело, не развивают, не совершенствуют. Зарывают свой талант в землю. Христос сказал: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо Всякому имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» [Мф.25:28-30].
Как нам после этого наука говорит, что богооткровенная религий задерживает, препятствует развитию цивилизаций, культуры и прогресса? Да не христианские ли государства стоят у нас во главе культуры и цивилизаций? Это злостная клевета на христианство со стороны неверия…».
12 августа 1929 года в доме у отца Александра почти одновременно собралось сразу несколько человек не знавших друг друга: двоюродный брат супруги отца Александра с братом своей супруги, молодым, человеком двадцати одного года, комсомольцем, и дочь генерала императорской армии, скончавшегося в 1926 году. Большей частью все они его и ранее посещали, за исключением молодого комсомольца, чтобы отслужить панихиду по почившим родственникам. Узнав, что молодой человек комсомолец, отец Александр сказал, что при советской власти священникам стало жить очень хорошо, их, например, бесплатно посылают в Соловки и задаром там кормят, а сами коммунисты до сих пор остаются религиозными и тайком ходят в храм. Если умрет кто-то из их родственников, то сначала хоронят с музыкой, без священника, а потом приходят в храм и просят отслужить панихиду. Зашел разговор о жителях района, что в связи с тем, что здесь есть винная лавка, то много бывает пьяных, и, следовательно, драк и хулиганства — настоящая трущоба, и как это члены правительства не боятся проезжать через такую трущобу. Обсуждали, как однажды хулиганы остановили автомобиль, и седоки обратились с жалобой к милиционеру, который отказался их защищать, сказав: «мало ли кто ездит, наймут автомобиль, а сами платить не хотят». А в машине меж тем оказался Ворошилов. Отец Александр рассказал, что бывает, что похоронная процессия останавливает движение автомобилей, и ему самому пришлось участвовать в такой процессии, когда, несмотря на гудки автомобилей, родственники покойника ни за что не хотели сойти с мостовой, и автомобилям пришлось ждать, пока люди пройдут. Зашел разговор о том, как ездят члены правительства и, в частности, Сталин, и насколько обеспечена их безопасность. Дочь генерала сообщила, что как и до революции, так и сейчас руководителей хорошо охраняют, и впереди, и позади едут машины с охраной; вероятно после этой беседы она и отправила соответствующее донесение в ОГПУ, где эти разговоры были представлены, как обсуждение плана террористического акта.
Через несколько дней, 15 августа 1930 года, отец Александр был арестован. Следователь стал подробно расспрашивать священника обо всех его родственниках и знакомых. Перечислив некоторых родственников и знакомых, кто изредка заходил к нему, и в частности назвав дочь генерала, которая заходила к нему отслужить панихиду по умершему отцу, отец Александр сказал: «Больше к нам никто не ходит, если не считать посетителей кладбища, которые девают заказы на молебны и панихиды. Но эти лица не задерживаются. Зайдут, сделают заказ и уходят».
После допроса священника был арестован комсомолец, а через несколько дней — двоюродный брат супруги отца Александра. Узнав, что на Дорогомиловском кладбище есть несколько завсегдатаев-пьяниц, которые знакомы священнику, арестовали и их, а, узнав, что у одного из них брат служит псаломщиком в том же храме на Дорогомиловском кладбище, арестовали и его. Попутно выяснилось, что двоюродный брат самого отца Александра, Николай Дмитриевич Покровский, также является священником и служит в Знаменской церкви в Москве; арестовали и его.
22 сентября 1930 года отцу Александру было предъявлено обвинение в том, что он являлся «членом активной контрреволюционной организации, ставящей свой целью совершение ряда террористических актов по отношению вождей Советского Союза и, главным образом, в отношении тов. Сталина, действуя по заранее подготовленному плану».
Следствие и частые допросы длились в течение двух месяцев, и, хотя следователям так и не удалось доказать наличие намерений совершить террористический акт, в обвинительном заключении они написали: «В процессе следствия факт подготовки террористического акта конкретными данными не установлен. Тем не менее, установлено, что на квартире Покровского… имели место разговоры о терроре и о методах проведения такового в жизнь. Из дела видно, что Покровский знает, когда и при какой охране проезжает тов. Сталин и другие члены правительства по Можайскому шоссе, следовательно, он, Покровский, интересовался этим вопросом… Учитывая социальный состав данной группы и все выше изложенные обстоятельства, есть основания полагать, что со стороны указанной группы велась подготовка к совершению террористических действий по отношению членов советского правительства, в первую очередь — тов. Сталина…».
30 ноября 1930 года тройка при ПП ОГПУ приговорила отца Александра к десяти годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Соловки, священник Николай Покровский и псаломщик Елизаветинского храма были приговорены к трем годам заключения в концлагерь, двоюродный брат жены отца Александра к пяти годам заключения, родственник-комсомолец и пьяницы освобождены.
10 июня 1933 года отец Александр был досрочно освобожден из Соловецкого концлагеря и выехал в город Коломну Московской области. Здесь выяснилось, что Коломна вошла в стокилометровую зону Москвы, и здесь ему жить не разрешили, и он уехал в Волоколамск, где устроился работать конюхом. В НКВД после освобождения ему пригрозили: «Больше не служи!» Супруга священника, Надежда Сергеевна, также уговаривала его отказаться от служения в церкви, но он не послушался ни советов врагов Божиих, ни советов любящих его родственников и снова стал хлопотать, чтобы ему было предоставлено место для служения в храме.
В 1934 году отец Александр был направлен служить в Троицкую церковь в селе Ново-Никольском Шаховского района. В 1936 году он был возведен в сан протоиерея. Служа здесь, он не прекращал своей проповеднической и пастырской деятельности.
«Господь наш Иисус Христос да поможет нам освятить Его Божественным Евангелием все пути нашего земного существования, — обратился отец Александр к прихожанам. — Да будет книга Божественных глаголов Его не только спасительным руководством в нашей земной жизни, но и неразлучным спутником нашим при отшествии в жизнь загробную.
Господь наш Иисус Христос начал свое общественное служение, как Спаситель рода человеческого, проповедью о покаянии: покайтесь, приблизилось Царствие Божие. Учение о Царстве Божием служило для Иисуса Христа исходным пунктом Его проповеди. Созидание Царства Божия должно составлять задачу нравственной деятельности человека. Иисус Христос обращается к душе человека и ее ценит в нем, а не внешнее положение. Христос не отрицает материальных благ и нужд своих последователей: знает Отец ваш небесный, что вы имеете нужду во всем этом, но Он требует, чтобы эти нужды были подчинены нравственным началам жизни духовной. Если человек подпадает под их власть, если его душа порабощается ими, то Христос требует решительной борьбы с ними.
Когда к Иисусу Христу подошел один богатый юноша с вопросом: как мне жить, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос сказал ему: соблюдай заповеди; и, когда юноша ответил, что он все это сохранил от юности своей, что еще не достает ему, Христос сказал: иди, продай имение свое и раздай нищим и иди за Мною. Побори в себе привязанность. Вот в тебе чего недостает, покори в себе привязанность к земным сокровищам, в которых ты видишь радость и счастье в жизни, и иди за Мною, обогащай свою душу сокровищами духовными, которых ни червь не подтачивает, ни тля не истлевает, ни воры не подкапывают, не крадут.
Христос Спаситель призывает нас к борьбе, но не с внешними условиями жизни, а борьбе со своими пороками и страстями. Сам Господь наш переживал в своей жизни борьбу. По свидетельству евангелиста Луки, Господь совершал пред Своими страданиями молитву в саду Гефсиманском, находясь в борении. Но эта борьба была исключительно внутреннею: находясь в борении, Господь прилежно молился с сильным воплем и слезами.
Борьба же, происходящая теперь в нашей жизни, проникнута совершенно другим духом: в злобе и зависти борются друг с другом отдельные классы и лица. Совершенно не видно, чтобы в нашей жизни происходила борьба внутренняя, на началах возвещенных нам Христом Спасителем. А между тем, такая-то именно борьба человека с самим собою, с неправдою и злобою в себе самом и необходима теперь для возрождения и обновления нашей жизни. Человек должен постоянно и упорно бороться с дурными наклонностями своей природы: себялюбием, своекорыстием, завистью и вообще со всеми злобными отношениями к ближним, чтобы вносить в жизнь мир и успокоение, честный труд и благожелательные отношения к ближним.
Мы должны быть твердо убеждены в том, что какие бы ни предлагались формы совершенного общественного устройства, жизнь будет не улучшаться, а ухудшаться, пока человек не поборет в себе пороки и страсти. Мы должны исторгнуть из своего сердца все греховное и злое, вносящее в жизнь только разрушение и расстройство. Правда, в жизни нас окружающей происходит и существует много зла, с которым нужно бороться, чтобы побеждать и заменять добром. Сам Спаситель во время Своей земной жизни вел непрерывную борьбу со злом. Достаточно припомнить Его грозные обличительные речи против фарисейской лжи, лукавства и лицемерия. Но как отличается борьба Спасителя со злом от той борьбы, которая происходит теперь в нашей жизни! Господь вел борьбу с такими явлениями, которые были действительно несомненным злом. Теперь же часто выходят на борьбу не со злом жизни, а с людьми, выходят личности, побуждаемые к борьбе себялюбием, завистью, корыстолюбием и злобою, вследствие чего зло в жизни от подобной борьбы не уменьшается, а более увеличивается. Борьба Спасителя со злом жизни вызывалась чистейшими, нравственными побуждениями: ревностью о славе Отца Небесного и безграничною любовью к ближним. Выгнав торгующих из храма, Господь сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли. Возмущенный жестокосердием фарисеев, Господь смотрел на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их. Самую борьбу со злом Господь наш Иисус Христос вел такими средствами, которые были безусловно чистыми в нравственном отношении, указывались любовью к Богу и ближним, относились к обличению и вразумлению заблудших, к назиданию всех.
Теперь не рассуждают о нравственном достоинстве средств, при помощи которых должна вестись борьба: все средства считаются дозволенными, лишь бы вели к достижению предназначенной цели. Отсюда употребление таких средств, которые могут быть внушены только адскою злобою, средств, при помощи которых достигается лишь разрушение того, что создано предшествующими поколениями, уничтожение имущества и жизни ближних, уничтожение самое дикое, жестокое и беспощадное. Да, православные христиане, не так боролся со злом наш Спаситель. Как небо отстоит от ада, так и борьба нашего Спасителя со злом жизни отличается от того, что происходит теперь в жизни нашей. В чем еще обнаруживается борьба в нашей жизни? Немало сил полагается нами в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни: в изыскании способов для увеличения скудных средств к существованию, к облегчению тяжелого и изнурительного труда. С тех пор, как Бог сказал человеку: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, земля будет произрастать тебе терния и волчцы — борьба с неблагоприятными обстоятельствами жизни стала для нас неизбежной. Но худо то, что такая борьба у нас соединяется с забвением о Боге и Его святом законе и сопровождается несправедливостью и жестокостью по отношению к ближним. Христианин должен проходить свой жизненный подвиг с любовью и доброжелательством к ближним, совершать жизненные труды честно, с молитвою, в полной уверенности, что Господь по отношению к каждому из своих рабов исполнит великое обетование: «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [Мф.6:33]. Взирая на Господа нашего Иисуса Христа, будем иметь твердое убеждение, что Евангелие Христово возвещает нам жизнь, исполненную такого света, который во тьме светит и тьма не объяла его, жизнь, представляющую непрестанное стремление к раскрытию всего чистого, истинно совершенного в природе человеческой, жизнь являющуюся сочетанием божественного и человеческого… вечного и временного…».
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, — обратился протоиерей Александр в одной из проповедей. — Господь наш Иисус Христос, в Иерусалиме даровавши зрение слепорожденному, призвал этим чудом исцеленного к тому, что он всем сердцем уверовал в своего Чудотворца, как существо Божественное и всемогущее. И никакие козни злобных фарисеев не могли поколебать веры исцеленного во Иисуса Христа. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному, отвечал он врагам Христовым. И когда Спаситель встретил исцеленного в храме и спросил его: веруешь ли в Сына Божия? То исцеленный, узнавши в Нем своего Благодетеля, без всякого колебания воскликнул: верую, Господи и поклонился Ему.
Господь Иисус Христос, Свет Разума и Солнце Правды, призвавши нас в Свой чудный свет Своею безгрешной жизнью, Своим небесным учением, Своими чудесами, Своею крестною смертью, воскресением и вознесением на небо, словом — всем чудным содержанием Евангелия, располагает нас к тому, чтобы наша вера в Него и Бога истинного все более и более укреплялась и усиливалась. Эта вера в Спасителя, Его Божественную власть и силу необходима каждому из нас не только для того, чтобы мы сделались наследниками Царства Небесного, но и для того, чтобы мы шли верным путем в наилучшем устроении нашей земной жизни во всех отношениях.
На самом деле, кто верует в Господа Иисуса Христа как Бога истинного, тот признает, что откровение, данное Им роду человеческому, есть откровение Божественное и потому безусловно священное. Это откровение не только являет нам — в чем состоит наивысшее совершенство, к осуществлению которого должно стремиться развитие жизни человеческой, но и показывает, что совершенство это действительно существует в лице Господа Иисуса Христа и потому не зависит от произвола человеческого. Мы должны только принять, что откровение Христово, как выражение воли Божией, для нас обязательно, и должно устраивать свою жизнь так, как повелевает нам Христос, Истинный Бог наш, что оно есть надежное руководство к устроению самой совершенной земной жизни нашей, что истина, правда и любовь, возвещенные откровением Христовым человечеству, указывают такие цели и задачи для устроения жизни нашей, выше и совершеннее которых мы и представить себе не можем, и, что самое важное, в откровении дарована нам сила созидающая, сила приводящая к самому плодотворному творчеству, к устроению жизни.
Истинный христианин, проникаясь созидающими началами истины, правды и любви, стремится, чтобы под руководством этих начал создавать образцы совершенства и осуществлять их в жизни. Образцы близкие сердцу всякого человека — и ученого и простеца. Образец высочайшего жизненного совершенства есть наш Господь Иисус Христос, Который Сам говорил о Себе: Я есмь путь, истина и жизнь.
Истинный христианин исповедует, что Иисус Христос, как Бог, имеющий и по человечеству Своему бесконечную силу и власть во вселенной является верховным создателем власти. Он основал на земле Свою Церковь со священноначалием и истинный христианин благоговейно повинуется в своей жизни руководству Святой Церкви, зная, что, кто преслушает Церковь, тот да будет как язычник и мытарь. Он является не только послушным чадом Православной Церкви, но подчиняется и всякой мирской власти, зная, что без воли Божией ничего не совершается в мире.
Устроение жизни на началах, возвещенных миру Спасителем, работа несомненно весьма трудная, силы же человеческие ограничены и повреждены грехом. Отсюда нередки такие явления, что человек, одушевленный самыми возвышенными к устроению жизни устремлениями, скоро начинает чувствовать свое бессилие, утомляется и бросает свою работу в разочаровании и сознании своей беспомощности. Спаситель предостерегает нас от самонадеянности во всем, а также и в устроении жизни. Он ясно говорит: без Меня не можете делать ничего. Но вместе с тем Он ободряет труженика надеждою на полный успех под условием, чтобы христианин относился к своему Спасителю, как ветвь к лозе: кто пребывает во Мне, говорит Господь, и Я в нем, тот приносит много плода. Итак, православные христиане, кто верует в Иисуса Христа, как Бога истинного, кто принадлежит к Святой Его Церкви, подающей нам от Божественной силы Его все потребное для жизни и благочестия, тот только и может совершать устроение жизни личной и общественной.
Когда же человек утрачивает веру в Христа Спасителя, не признает Его Божественной силы и власти во вселенной, тогда он лишается твердой основы жизни, верного и надежного руководства, лишается помощи, необходимой для труженика, лишается наконец самой силы, вносящей в жизнь истинное творчество, созидающей и устрояющей жизнь. Тогда начинают руководить человеком личный произвол и своеволие, человек говорит, что он сам мера всех вещей, мера истинного и ложного, добра и зла; отсюда отрицание всяких нравственных обязанностей, для такого человека уже нет ничего священного, ценного самого по себе, и потому он стремится к переоценке всех ценностей. Побуждением к деятельности для такого человека служит не любовь, а гордость и тщеславие; отрекаясь от Бога и Христа Его, он начинает себя считать сверхчеловеком, человекобогом и вносит в жизнь только смуту, раздор и разрушение.
Поэтому, все истинные трудолюбцы, все, кто хочет принести действительную пользу жизни, укрепляйтесь верою в воскресшего Христа, как Бога истинного, и вы духовно воскреснете с Ним, тогда и жизнь исцелится от постигшего ее теперь духовного ослепления, и в устроении жизни мы к истинному свету — Христу все пойдем веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную».
В Ново-Никольском отцу Александру пришлось столкнуться с властями, которые потребовали от него уплаты налогов со значительно большей суммы, нежели он получал, он не уступил, ибо это значило оставить служение в храме, и стал жаловаться на неправое решение властей, но в удовлетворении жалоб ему было отказано.
В конце сентября 1937 года священник приехал в село Ново-Васильевское Лотошинского района, где предполагал служить в Покровской церкви, а 1 октября того же года получил официальный указ о назначении сюда.
10 октября 1937 года председатель сельсовета по требованию сотрудников местного НКВД составил на священника характеристику, в которой написал: «Ведет антисоветскую агитацию, направленную на развал колхоза. Он говорил колхозникам: вы в колхозе работаете хорошо, но вам хлеба ничего не дают, забирает весь хлеб государство, также призывал граждан к хождению в церковь. Церковь использует как трибуну контрреволюционной агитации, устраивает проповеди… После его приезда… в колхозе трудовая дисциплина упала. Колхозники работают хуже. Вечерами, окна наглухо завешаны. Ходят к нему колхозники и единоличники. Он с ними говорит. Что — не слышно через стены».
10 и 11 октября были допрошены дежурные свидетели — председатель сельсовета и бригадир колхоза. Председатель сельсовета показал: «Александр Михайлович Покровский прибыл в село Ново-Васильевское 21 сентября 1937 года… и сразу повел антисоветскую деятельность среди колхозников. Под видом ознакомления с приходом ходил по колхозникам с 21 сентября по 5 октября и вел антисоветскую агитацию; 29 сентября среди колхозников говорил: «Церковь ваша без пастыря, советская власть обезглавила ее, надо вам укрепить веру в себе и помогать церкви. Празднуйте все праздники Христовы и в первую очередь Покров»… Сагитировал колхозницу Марфу Яковлеву не пускать на квартиру учителя… который уже с ней имел договоренность, но, послушавшись попа Покровского, Яковлева учителю от квартиры отказала и пустила на квартиру попа».
Бригадир колхоза показал, что протоиерей Александр «развернул агитацию среди колхозников праздновать религиозные праздники… Ходит все время среди колхозников… Колхозницы моей бригады начали активно посещать церковь под влиянием его агитации, на работу запаздывают… Кроме того, он в проповеди верующим в церкви 10 октября говорил: «Надо сплотиться вокруг церкви…» Ведет он себя очень активно, старается завязать тесные связи, нащупывает нужных людей, все время ведет разговоры с церковным старостой».
12 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Допрос в тюрьме был короток, но вполне исчерпывающ.
— Гражданин Покровский, вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, проводимую вами среди колхозников против советской власти. Следствие от вас требует искренних показаний по существу вопроса, — заявил священнику следователь.
Никакой антисоветской и контрреволюционной агитации среди колхозников и верующих я не проводил, — ответил отец Александр.
Гражданин Покровский, следствие располагает данными о том, что вы распространяли контрреволюционную клевету на советскую власть и призывали крестьян на восстание против существующего строя. Следствие от вас вторично требует искренних показаний.
— Виновным себя в распространении контрреволюционной и антисоветской агитации против советской власти не признаю. Среди верующих я распространял не контрреволюционную пропаганду, а пропагандировал среди верующих свои религиозные убеждения и Божие учение, призывал верующих не отказываться от Бога.
16 ноября 1937 года следствие было закончено, и 23 ноября тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Покровский был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой. 21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было принято решение включить имя протоиерея Александра Покровского в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11