Празднование
История
Чирская (Псковская) икона Божией Матери – один из древнейших списков иконы Божией Матери Одигитрии. Первоначально икона находилась в храме в честь Рождества Христова села Чирски Псковской епархии, отчего и получила название Чирской. В 1420 году, в период правления великого князя Московского Василия I Димитриевича, на Псковской земле разразилось моровое поветрие. Усмотрев в этом кару Божию за содеянные грехи, псковичи, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Симеона (1415–1421), наложили на себя пост и покаяние. Больные и страждущие искали спасительного утешения в молитвах к Царице Небесной. Какова же была радость псковичей, когда они узнали о великом чуде, происшедшем в храме в честь Рождества Христова села Чирски. От лика Божией Матери на чудотворной иконе истекли слезы. Это было знамением того, что Пресвятая Богородица слышит молитвы и воздыхания Своих чад и посылает Свою помощь в утешение верующих и ободрение малодушных. Псковский князь Феодор Александрович, услышав об этом знамении, послал священнослужителей за чудотворной иконой. Навстречу иконе из Пскова с крестным ходом вышел князь, псковское духовенство и множество народа. Во время совершения благодарственного молебна из очей Божией Матери обильно струились слезы. Больные со страхом и трепетом прикасались к иконе и тотчас получали исцеление. Чудотворная икона была торжественно перенесена в собор во Имя Живоначальной Троицы. Моровое поветрие прекратилось. С тех пор Русская Церковь установила 16/29 июля праздник в честь Чирской иконы Божией Матери в воспоминание о великих чудесах и знамениях и прекращении морового поветрия.
В память перенесения святой иконы в Псков в 1470 году в Старо-Знаменском девичьем монастыре был построен Знаменский храм. В настоящее время чудотворная икона находится в Свято-Троицком Кафедральном Соборе г. Пскова. Особенностью Чирской иконы является то, что она имеет изображения с двух сторон: на лицевой стороне ее изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках, а на обороте — евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский. С обеих сторон откосы обрамления расписаны ликами святых.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с,/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Как неприступную стену и источник чудес имея Тебя, Богородица Пречистая, мы, рабы Твои, ополчения неприятелей низлагаем. Потому молим Тебя: «Мир граду Твоему даруй и душам нашим великую милость».
Кондак, глас 4
Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе,/ лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́,/ те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.
Перевод: Знамение от образа Твоего священного, которым Ты дивную победу над неприятелями граду Твоему даровала, празднуем мы, люди Твои, Божия Родительница. И потому Тебе с верою взываем: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Я как-то особенно ярко ощутил, что всякие обстоятельства в жизни — и происшествия, и испытания, и неожиданности — дело второстепенное. Основа, первое, — это постоянная связь с Единым и Вечным. Есть она, тогда всё происходящее, хотя бы и самое тяжелое, можно переносить равнодушно или, вернее, — покойно. Главное-то ведь имеется, а всё прочее — преходящее. В Главном же и Едином, как в Полноте, всё есть и всё в Нем, а посему никакие утраты этой жизни не страшны... Основное... оно прочно и не может поколебаться. Вечное — нерушимо.
свщисп. Роман Медведь
19 декабря 1240 года произошло падение Киева под нашествием монголо-татарских войск хана Батыя.
Должно делать добро ближним по возможности тайно
Список храмов с престольным праздником в честь святителя Николая