Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Воскресшему Спасителю
Молитва
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дша по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, во́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й: ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приведе́ши, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льния тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, до́ндеже еди́н по еди́ному погуби́х вся́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м: оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к Живоно́сному Гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л), но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние грехо́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да я́ко ме́ртв и погребе́н жи́ву в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехи́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейше е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дражайшаго Искупи́теля моего́, и на Небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́иа. Ами́нь.
На Пасху (Светлое Христово Воскресение)
Кондак, глас 8
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
Преподобному Даниилу Переяславскому
Тропарь, глас 3
От ю́ности, блаже́нне,/ всего́ себе́ Го́сподеви возложи́в,/ вы́ну повину́яся Бо́гу,/ проти́вяся же диа́волу,/ стра́сти грехо́вныя победи́л еси́,/ тем сам храм Бо́жий быв,/ и оби́тель кра́сну во сла́ву Пресвяты́я Тро́ицы воздви́гнув,/ и со́бранное тобо́ю в ней ста́до Христо́во/ богоуго́дно упа́с,/ преста́вился еси́ к ве́чным оби́телем,/ о́тче Дании́ле./ Моли́ Триипоста́снаго во Еди́ном Существе́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: С юности, блаженный, всего себя посвятив Господу, всегда повинуясь Богу и противясь диаволу, ты победил греховные страсти, тем самым став храмом Божиим и воздвигнув прекрасную обитель во славу Пресвятой Троицы и собранное тобой в ней стадо Христово Богоугодно упас, преставился ты к вечным обителям, отче Даниил. Моли Триипостасного во Единой Сущности Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 1
От позна́ния себе́ прише́д в позна́ние Бо́га/ и благоче́стием к Нему́ восприи́м нача́ло чу́вства вну́тренняго,/ ра́зум свой плени́л в послуша́ние ве́ры;/ тем и, по́двигом до́брым подвиза́вся,/ дости́гнул еси́ в ме́ру во́зраста соверше́нна исполне́ния Христо́ва,/ я́ко Бо́жие тяжа́ние, Бо́жие зда́ние, де́лал еси́ бра́шно, не ги́блющее,/ но бра́шно, пребыва́ющее в живо́т ве́чный./ Да бу́дут единоду́шно вси насажде́ние Госпо́дне в сла́ву,// моли́, блаже́нне, Еди́наго Человеколю́бца Бо́га.
Перевод: От познания себя перейдя к познанию Бога и благочестием к Нему приняв начало чувства внутреннего, разум свой пленил в послушание вере, этим и подвигом добрым подвизался, достиг ты меры возраста совершенного исполнения Христова (Еф.4:13), как Божия нива, Божие строение (1Кор.3:9), старался о пище нетленной, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6:27). Да будут единодушно все насаждением Господа во славу Его (Ис.61:3), моли, блаженный, Единого Человеколюбца Бога.
Ин кондак, глас 8
Невече́рняго Све́та пресве́тлое свети́ло,/ жития́ чистото́ю просвеща́ющее всех,/ яви́лся еси́, о́тче Дании́ле:/ о́браз бо и пра́вило и́ноком был еси́,/ сирота́м же оте́ц и пита́тель вдови́цам./ Сего́ ра́ди и мы, ча́да твоя́, вопие́м ти:/ ра́дуйся, ра́досте и ве́нче наш;/ ра́дуйся, мно́гое имы́й к Бо́гу дерзнове́ние;// ра́дуйся, гра́ду на́шему ве́лие утвержде́ние.
Перевод: Немеркнущего Света преярким светилом, просвещающим всех чистотой жизни, явился ты, отче Даниил, так как ты был образом и правилом для монахов, сиротам же отцом и кормильцем для вдов. Потому и мы, дети твои, взываем к тебе: «Радуйся, радость и венец наш, радуйся, имеющий особое право обращаться к Богу, радуйся, городу нашему великая сила».
Молитва
О, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Дании́ле, всесмире́нно к тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: не отступа́й от нас ду́хом твои́м, но всегда́ помина́й нас во святы́х и благоприя́тных моли́твах твои́х ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́: моли́ся Ему́, да не потопи́т нас бе́здна грехо́вная, и да не бу́дем враго́м, ненави́дящим нас, в ра́дование: да прости́т Христо́с Бог наш твои́м предста́тельством за нас вся согреше́ния на́ша, и Свое́ю благода́тию водвори́т среди́ нас единоду́шие и любо́вь, и изба́вит нас от ко́зней и наве́тов диа́вольских, от гла́да, губи́тельства, огня́, вся́кия ско́рби и ну́жды, от боле́зней душе́вных и теле́сных и от напра́сныя сме́рти: да сподо́бит Он нас, притека́ющих к тебе́, в и́стинней ве́ре и покая́нии пожи́ти, христиа́нския, непосты́дныя и ми́рныя кончи́ны живота́ на́шего дости́гнути, и насле́довати Ца́рство Небе́сное, и сла́вити Пресвято́е и́мя Его́ со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Мысли свт. Феофана Затворника
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе Коего силою Воскресения Его имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно.
Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя, Воскресшего, чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Притча дня
Так говорили две свечи
– Жаль мне тебя, – сказала незажженная свеча своей зажжённой подруге. – Короток твой век. Ты все время горишь, и скоро от тебя ничего не останется. Я много счастливее тебя. Я не горю и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.
Отвечала горящая свеча:
– Я нисколько не жалею, что горю. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Да, воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль догорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; делаю дома людей светлее и уютнее; радую ребенка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажженная моя сестра. Жалка твоя участь. Зачем ты существуешь? Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, какая польза от тебя? Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении – жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоем сохранном бездействии, и не начинала существовать; так ты и умрешь, не начав. А жизнь пройдет мимо.
Проповедь дня
- Прот. Григорий Дьяченко. Св. Георгий, епископ Митиленский.
- Преподобный Даниил Переяславский.
- Свт. Григорий Нисский. Слова на Святую Пасху.
- Святые отцы. На Пасху – Воскресение Христово.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Пасха.
- Прот. Василий Михайловский. Светлое Христово Воскресение.
- Свт. Амвросий Медиоланский. Слово на Святую Пасху. a.
- Слово на Святую Пасху (О таинстве Пасхи).
- Слово на Святую Пасху. b.
- Прп. Феодор Студит. Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи.
- Протопресвит. Александр Шмеман. Пасха.
- Иеромонах Антоний. О причащении на Пасху. Вси насладитеся. Предпасхальное слово
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Христос Воскресе!
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово на Пасху.
- Еп. Виссарион (Нечаев). Поучение в 1-й день Пасхи. Поклонение воскресшему Христу.
- Прот. Вячеслав Резников. Пасха. Светлое Христово Воскресение.
- Прот. Родион Путятин. Поучения в день Пасхи.
- Свт. Филарет Московский. Слово в день Святыя Пасхи.
- Митр. Сурожский Антоний. Пасха.
- Свт. Димитрий Ростовский. Поучение на воскресение Христово, Евр.2:9.
- Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово.
- Еп. Афраат Персидский. Слово о Пасхе.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово на Пасху.
- Свт. Кирилл Туровский. Слово на Святую Пасху.
- Прп. Симеон Новый Богослов. Слово на Святую Пасху. (Что есть таинство воскресения Христова?)
- Прп. авва Дорофей Поучение на Святую Пасху.
- Свт. Григорий Великий (Двоеслов). Беседа на Святую Пасху (О явлении воскресшего Спасителя мира женам Мироносицам).
- Свт. Лев I, папа Римский. Слово на Святую Пасху. b.
- Слово на Святую Пасху. a.
- Свт. Прокл, патриарх Константинопольский. Слово на Святую Пасху. c.
- Слово на Святую Пасху. b.
- Слово на Святую Пасху. a.
- Блаженный Августин Аврелий. Слово на Святую Пасху.
- Свт. Григорий Богослов. Слово на Святую Пасху. b.
- Слово на Святую Пасху. a.
Основы православия
Тема 110. Свобода человека и исполнение заповедей.
Расхожий стереотип: якобы «жить по заповедям – это жить несвободно, а жить во грехах – это свобода». Это самообман. Апостол свидетельствует: Делающий грех есть раб греха (Ин.8:34). Вся так называемая «свобода» грешника ограничивается лишь возможностью выбора между разными видами греха. Какая свобода в духовной пустоте, лжи, чревоугодии, злословии, супружеской измене?
Господь даёт Своему народу закон не как абстрактную систему правил, а как средство освобождения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», сначала даётся освобождение, а затем формулируются правила сохранения свободы, свободы от рабства греху. Вспомним слова Христа: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».
У нас с Богом единая цель, Бог не тиран, не надсмотрщик, Он желает нам счастья, как Отец желает счастья своим детям. Бог – творец и законодатель, кто лучше Него может знать, что нам полезно, а что губительно? Цель Его заповедей – направить человека к счастью. Поэтому их исполнение – условие счастливой, причастной к Богу жизни. Святой человек, с точки зрения Бога, – не особенный, а нормальный человек.
Грехом называется всякое нарушение Заповедей Божьих, недаром он переводится с греческого как промах.
Практический совет
Как полюбить врагов?
В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос заповедал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло.
Спаситель лично преподал нам пример исполнения этой заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте, просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34).
Условиями достижения любви к врагам являются:
- стремление увидеть в каждом человеке образ Божий, хотя и затемнённый грехом;
- сочувствие к обидчику, как исказившему в себе образ Божий;
- любовь к ближним (для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно прежде научиться любить своих ближних (1Ин.4:20));
- осознание того, что любовь - это не просто чувство, настоящая любовь деятельная, она выражается в делании добра (Ин.14:21);
- осознание того, что мстящий творит зло и себе, а помогающий ближнему, и себе делает добро (Мф.6:14-15);
- молитва за врагов, молитва о прощении обид и даровании любви к врагам.
Размягчение сердца для любви к врагам требует времени и не сводится лишь к эмоциям. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей. Подробнее: Враги человека.
Случайный тест
Поминальные дни 2014
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Древнее предание рассказывает, как всю Страстную Седмицу на алтаре лежал терновый венец, но в утро Пасхи он был найден превратившимся в венок из благоухающих роз; каждая колючка превратилась в розу. Так и венцы земных страданий в тепле Божественной любви превращаются в сады роз.
Святая страстотерпица Императрица Александра Феодоровна