Голгофа (Стояли вдали…)

Голгофа (Стояли вдали…)

Сюжет

Перед зрителем разворачивается сцена Распятия.

Описание

Всю жизнь Поленов стремился к искусству возвышенному, очищенному от житейских мелочей. Ярким примером нетривиального искусства стала выполненная серия, посвященная жизни Иисуса Христа. За основу повествования художник взял известное в то время сочинение Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Картина «Голгофа» наиболее яркая и выразительная среди серии работ на евангельские сюжеты, она поражает своим глубоким психологизмом, сцена Распятия представлена здесь нетривиально, художник намеренно здесь нарушает устоявшиеся каноны.

Перед зрителем предстает сцена Распятия. Но она изображена на заднем плане, вдали. Мы не видим креста, не видим фигуры Спасителя, ее загораживает огромная толпа, пришедшая на место казни.

На первом плане показаны со спины безмолвные свидетели происходящего – ученики Христовы. Они стоят на дороге, ведущей к лобному месту. Их взгляд прикован к толпе, они в изумлении и ужасе наблюдают за происходящим событием. Женщина в иссиня-черном мафории опирается в изнеможении на стену, словно ища опоры. Среди искусствоведов циркулирует мнение, что в образе этой женщины художник представил Матерь Божию, а в образе других женщин – жен-мироносиц. В их позах напряжение, выдающее их скорбь.

Художник выбирает интересный ракурс в своей работе. Зритель словно становится частью действия и смотрит в одну сторону с персонажами картины. Поленов удалил лобное место от зрителя настолько, что тот не видит самого распятия, а лишь угадывает его. Но трагичность момента ощущается в выразительных фигурах учеников Христа, готовых последовать духовной жизни учителя; в фигуре Марии в черном (если это действительно фигура Марии), передающей чувство тревоги; в пейзаже; в эмоционально написанном на световых контрастах небе. Статичные монолитные фигуры первого плана составляют с пейзажем единое гармоничное целое, подчеркивают торжественность, трагизм происходящего и вместе с тем величие Христа, приносящего Себя в жертву ради людей. Благодаря широкому развороту пространства, здесь есть ощущение беспредельности мира, характерное для эпических пейзажей Поленова, а благодаря спокойно-изображенному небу и светлому колориту, – ощущение просветленности.

История

Картина входит в грандиозный, насчитывающий более 70 произведений, цикл Поленова «Жизнь Христа». Художник работал над ним более 40 лет. Последний раз картины цикла вместе выставлялись в 1914 году в Москве. Часть работ художник раздарил своим друзьям, некоторые разошлись по коллекционерам и музеям, ряд картин (включая эту) оказались в США.

«Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, это трагичный, ужасный, но в то же время и грандиозный конец…», – писал художник.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

6 комментариев

  • Елена, 19.03.2024
    «Женщина в иссиня-черном мафории опирается в изнеможении на стену, словно ища опоры – вероятно, это Матерь Божия, переживающая самый страшный трагический момент в жизни – Распятие и смерть Своего Сына.» Вряд ли… Поленов хорошо знал текст Евангелий. В их изложении Богородица и Иоанн Богослов стояли при Кресте.
    Ответить »
    • kozhelga, 20.03.2024
      Мария стояла с женщинами. На этот счет есть хороший комментарий св. Иоанна Кронштадского: «Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это
      Те, коих сердцу всего ближе был Иисус распятый, стояли издалеча от креста, потому что ближайшие места заняты были старцами иудейскими, воинами и народом. Они следили взором за вожделеннейшим Господом». Иоанн Кронштадский, Дневник. Том II. 1857–1858 . Когда Христа распинали, они стояли вдали, так женщин не подпускали к месту казни, а после Распятия, ученики и жены (а с ними Матерь Божия) подходят к Кресту.
      Ответить »
      • Nic-s, 19.12.2024
        «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.» (Ин.19:25-28)
        Ответить »
        • kozhelga, 20.12.2024
          Да, художник дает интерпретацию вольную.Чтение Ренана не увлекло, но тогда была на него мода. Выходил большими тиражами.
          Ответить »
  • aloks, 09.04.2025
    К достаточной вольной трактовке Евангельской истории приводили попытки найти «исторического Христа» в ту эпоху, когда Его божественную суть отрицали не только часть интеллигенции, но и люди из народа (как, например, мой прапрадед — образованный крестьянин, который, явно под воздействием толстовства, называл Спасителя просто очень хорошим Человеком).
    С другой стороны — живописное произведение — это всегда мнение художника по поводу, его представление о том, «как могло бы быть».
    В этой картине Поленова зритель смотрит на Распятие со стороны, взглядом тех, кто стоит в отдалении, но от этого происходящее на Голгофе не выглядит менее страшным. Наоборот, взгляд зрителя постепенно следует от фигур, стоящих на переднем плане туда, вслед за длинной вереницей людей, на гору, где кажется, небо встретилось с землей.
    Ответить »
    • kozhelga, 09.04.2025
      Естественно, дань того времени — «Жизнь Иисуса» Э. Ренана. У Поленова восприятие Евангельских событий глубже, философичнее, хотя акцент делается на человеческой природе Христа. Здесь весь ужас Голгофы, здесь все пронизано болью.Она передается на расстоянии тем, кто «стояли вдали».
      Ответить »