Саул нападает на Давида

Гверчино (1591-1666)
Саул нападает на Давида

Сюжет

Основой для картины были события, взятые из Священного Писания. Саул – первый царь Израильского народа, известный своим своенравным характером. Многократно он не слушался повелений Бога, которые говорил ему пророк. Многократно он впадал в состояние гнева и меланхолии, поддавшись злому духу, терзавшему его душу. По повелению Бога Самуил помазал на царство молодого Давида, сына Иессеева. Давид хорошо играл на псалтири и от этого злой дух отступал от Саула. Однако и в отношении к Давиду Саул проявил непостоянство, под воздействием злых духов, Саул начал подозревать Давида в желании захватить царский престол. Гнев настолько овладел Саулом, что он в припадке бешенства бросился на Давида, желая его убить, но Давид увернулся и был спасен: «И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула, и копье вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь» (1 Цар. 19:9-10).

Описание

Джованни Франческо Гверчино показывает драматический момент, когда Давид спасается от разгневанного Саула, который в припадке гнева готов был броситься на него и убить. Причиной гнева было подозрение, что Давид хочет захватить престол. Разгневанный Саул изображен в левой части полотна, он облачен в воинские доспехи и пурпурный плащ – символ царской власти. Кудрявую голову украшает золотая корона. Художник мастерски раскрывает характер Саула – завистливый и гневливый, подверженный сомнениям и приступам меланхолии. Во время этих приступов он терял над собой самообладание и контроль. Для наиболее правдивой передачи неустойчивого характера Саула, Гверчино использует гротеск: вооружение царя, блеск начищенных лат и худое, тщедушное тело: правая рука, грозно занесшая меч над главой Давида, и левая, подхватывающая по-женски край плаща; искаженное гневом и одновременно неуверенное, явно испытывающее тревогу лицо, с тоскливым выражением.

В противоположность Саулу Давид представлен красивым утонченным юношей, белолицым, с длинными кудрявыми волосами. Корпус тела его наклонен вперед – он устраняется от Саула, выдвинув правую руку вперед. В левой руке он держит струнный инструмент. Поза, жесты и выражение лица юноши передают его испуг и желание избежать опасности. Но, в отличие от Саула, его миловидное лицо спокойно, оно исполнено достоинства, в нем нет той невротической напряженности, которую мы видим у Саула. Он отстраняется от преследователя, но движения его не резки, а плавны, весь его облик гармоничен. На заднем плане художник изобразил бегущие облака на синем небе – их движение как бы повторяет динамику главных персонажей, что делает картину гармоничной и слаженной.

История

Произведение относится к позднему, болонскому, периоду творчества с характерной для болонской школы богатой палитрой, стремлением к идеализации, нарочитой театральности. Картина была написана в 1646 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать