Array ( [bible-langs] => eyJpdiI6ImJsRW5hNXFoM01QM2JLUU5uRzhFd1E9PSIsInZhbHVlIjoiZ0ZxRldGK1ozOHZxYkgwTDdvejVsZz09IiwibWFjIjoiODBhMmE3ZDQ1YzY1YjNkYjk3MjRjMGM3ZjM5ZWYyMDE4ZGFmZjA2YzlmYTk1N2U1M2QyYTFmYTgxMmVhZTE1YSJ9 [_ym_uid] => 1524431334521283131 [_ym_d] => 1698605784 [_langs] => r [rmcookie] => S:Kn5q4eAHG8JBen8bVCvA2INRpVfDSUmifEygyQCv2V31AHMdMdfZyJ5qcKSNzFEIOqyLruGRic8Qy90IMmDtC2ZW9ImSc6G1cdvIRIZhmMCJYQvG9e8UwFzEGae0qint2izLoiLqKut_qtlKfvrH3-jJv6j8p2si2epadcRlU5JRFfNKBunOpyGtRaQ8xxgc6PZUVz7gKXCVK1LrGT34Se2aXLF3KEzBEmoW3gj5xiGrwNCBKuHY0Fi1uYoqK0IBUY7a9jAHZrqst9y4Vb7LwGPTr4k_kECplnMVDKVXPAs1B4QJRXU3teKJS8Q2hkLGG3nitjkxZbQu3YL7J2oCmt-AHrJxk4E-SFWvRcI-8YWau95vNXUgzKbRScuAr6EmUPajAet9BJS2hmWQhbaoe_LdBQWV7zHoRNcdrpCHDYBQMcVH8kIjIxQFWj4KMXzlU6SrAMRpLlDQtVhvKk_8gCfuz5pJfsWkqabZU-oa0Hs3l35_UeKfzWJG15RaOP_L1a27f_aMThhW6DEfTWhFbqh2uJ3TTx0Nh6NeqbOLVQ4H5suLEZcz81o0zuzxd3JeSD98AgIZQ5go8JQRKW7EJKXcvpiaIME7ydnkEynpI2C0tQZvalQgU2j20jYFdlIGe3Z3E4TWijcQPvDuKfa6BCXCWVGAd6yDYoS5wNKTHyxz2KqMJLUpF1UT5qu_OX3kTiW6RzD6GTfs-8MbTgJuJB-VG6QULgjmQK3OW3m8 [otrid] => S:P0UfDiXJjTQpK7sA0t7d8WjkymfvbKLFKPEMNRYihkmkMi_vRLajy5eDxgX9KWuL-NXZO3xuSNwQZ9FuWckPrctg6Re0AalpuuhDdH_SaeKkIz0paVUTDrFoqKNZThH79DU2-BtcRy5FQJtwHYE9PHrDhWi4ntgozObZ1fPuqP2bpBrXMJLehMSxyMNnWBwIWY5sr84630Trwy3javubDFHRPJi3INuW5iM= [_ym_isad] => 2 [_gcl_au] => 1.1.1248684601.1714332944 [_ga] => GA1.2.173550952.1429038614 [_gid] => GA1.2.1837133129.1714332945 [_ym_visorc] => b )

Побежденные. Панихида

Описание

На картине изображены всего два живых человека – это священник, который служит панихиду по павшим воинам, и командир, пришедший попрощаться со своими погибшими друзьями и солдатами. Все остальное пространство картины – это огромное поле, уходящее за горизонт и за пределы картины, полностью покрытое мертвыми телами. Это русские солдаты и офицеры, павшие в жесточайшем сражении под Плевной во время русско-турецкой войны. Необъятное поле, усыпанное мертвыми телами. Священник, читающий отходную молитву павшим. Грозовое небо, скупо роняющее на мерзлую землю солнечные лучи, – робкая надежда на то, что когда-нибудь тучи рассеются и кровопролитие окончится.

Зритель не сразу различает распростертые на земле тела, не сразу обращает внимание на свежевырытую братскую могилу и деревянный крест в левой части полотна. Но приглядевшись, он в ужасе видит изуродованные обнаженные трупы солдат, их отрубленные руки и головы, едва присыпанные землей. Кому-то, по воспоминаниям художника, турки отрезали под Телишем пальцы и вложили их в рот, кому-то вырезали православные кресты на лбу или на спине. Раздеты егеря были преднамеренно: не только для того, чтобы было чем поживиться врагу, но и чтобы легче было скрыть эти нечеловеческие зверства, присыпав трупы землей. Поэтому и сам художник (в реальности), и зритель (уже по замыслу автора) на картине – не сразу различают в бескрайнем поле обнаженные человеческие тела. «Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками, и вместе с убитыми обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою. Священник отслужил панихиду…» – писал Верещагин в каталоге выставки 1883 года в Санкт-Петербурге.

Картина стала для Верещагина символической панихидой по всем душам (вне зависимости от национальности и вероисповедания), которые забрала война. «Побежденные. Панихида» – пожалуй, самое сильное философское произведение художника.

История

Приобретено П.М. Третьяковым у автора в 1887 году.

Во время штурма Плевны был убит младший брат художника – Сергей Верещагин. Похоронить его не удалось – территория, на которой он погиб, была занята турками. Василий Верещагин отправился на поиски, но вскоре понял, что найти брата не удастся. По мотивам этой горестной экспедиции он написал картину – самую пронзительную во всем балканском цикле.

Верещагин писал картину в парижском пригороде Мезон-Лаффит, где оборудовал уникальную мастерскую под открытым небом: закольцованный рельс, по которому перемещалась специальная кабина. Сидя в ней (или, напротив, поместив в кабину тот или иной предмет), художник мог буквально «догнать солнце» и практически в любое время получить нужное освещение или ракурс.

Рекомендуемая литература

Комментировать