Купание в Праздник Крещения - языческий обряд?

Желаю всем мира и любви в приближающийся Великий Господень Праздник!

Сегодня начинается Крещенский сочельник, а завтра Церковь будет торжественно праздновать Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Батюшка Константин хорошо рассказал, что такое святая вода и как ее используют.
Но вот меня часто спрашивают о том, как относиться к массовым погружениям в освященную воду в эти дни. Одни говорят, что это языческий элемент, проникший в Церковную традицию, поэтому эту традицию необходимо забыть, другие рассуждают об якобы происходящем «очищении» во время погружения, о втором «Крещении» и т. п. Услышать и прочитать за последние дни пришлось много относительно смысла и значения погружения в воду в Праздник Крещения.

Лично мне радостно, и одновременно, печально слышать мотивацию людей погружающихся в прорубь, связанную с желанием «очиститься на следующий год», «получить здоровья и благополучия» и т. п. Радостно потому, что люди хотят чего-то благого от Господа, а печально оттого, что большинство этих людей в храмах не видно. Они почему-то уверенны, что не исповедуясь, не участвуя в Евхаристии, не живя по Евангельским принципам – просто погрузившись в Святую Воду, даже очень-очень холодную, можно «очиститься»?! Иначе говоря, возникает попытка заставить Святого Духа действовать магически. Конечно опрометчиво.
Слышу часто мнения и обратного характера: «язычество все это, зачем мучить себя нырять в эту страшно-холодную темно-синюю могилу? Если мол, человек верующий, церковный, то и подобного рода погружения ему вовсе нужны!». Последние рассуждения очень логичны и лично я рад бы был согласиться с этим, но вот есть положительные отзывы о погружениях в Крещение Господне в ранней жизни Церкви, а один из ее величайший столпов, обличитель арианской ереси, очень решительно пишет:

«Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34

Одно из ранних упоминаний об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей Святителя Иоанна Златоуста (387 г.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Ioan. Chrys. De bapt. 2, цитируется по Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 .— С. 140-148.

Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания Кипрского о почитании реки Нил и других рек в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Свт. Епифаний сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской. Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 30 и т. п.

Как видно из вышеприведенного текста, получается, что погружаться должен именно тот, кто ведет церковный образ жизни, а «отпавшим» т. е. не церковным людям, это занятие бессмысленно. Согласны?

Лично вы погружались когда-нибудь на Крещение Господне в прорубь, если да, то какие ощущения вас посетили?

Комментарии

Лично я не погружалась в прорубь,но купаясь в апреле в святом источнике Благодать ощутила.Спасибо, о. Николай,согласна с Вами, если с Богом живешь,то можно и в прорубь!
 
Спасибо,о.Николай,очень интересно.И Вас с Праздником! Я никогда не погружалась.А,может,Вы расскажите,где это лучше сделать в Петербурге?
И про свои ощущения?Спаси Бог.
 
Батюшка, а если погружаться в холодную прорубь не позволяет здоровье, то, может быть, достаточно в этот день просто быть окроплёнными и причаститься Святых Таин?
 
Спаси Господи, за статью, о.Николай! В этом году впервые столкнулась с мнением, что погружаться в Крещенскую прорубь – язычество. Много раз видела репортажи по телевидению, когда освятив воду в реке, батюшка первым в нее погружается. И если обряд купания в Крещение – язычество. Тогда, как относиться к купанию в святых источниках? Чем вода в источнике, освященная Господом по молитвам святых, отличается от воды в Крещенской проруби? Ответ, по-моему, очевиден – ничем. Тогда, что же такое погружение в святой источник?

P.S. Я ни разу не купалась в Крещение:( по состоянию здоровья. А в святые источники очень люблю троекратно погружаться с крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа. Для здравия души и тела!
 
1) Конечно, мнение о том, что традиция погружаться в воду на Крещение Господне это язычество, принадлежит не православным христианам, а атеистам, сектантам, антихристианам и т. п. в общем тем, с кем мне приходиться каждый день общаться, до долгу миссионерской службы. И как показывает нам история Церкви, традиция купания в Крещенской воде очень древняя, и никак не связана с языческим наслоением вторгнувшимся в Церковный обиход, якобы в 11-12 веке на Руси.

2) Если здоровье не позволяет погружаться в Праздник Крещения в воду, то лучше не искушать наше человеческое немощное естество. Все-таки на улице не +5, а вода не + 12, как например сейчас в Греции. Возможно заменить благочестивое желание погружения в Святую Воду - на окропление, умывание и т. п.

3) не думайте пожалуйста "просто быть окроплёнными и причаститься Святых Таин", - причаститься Святых Таин, наивысшая физическая форма соединения Бога с человеком. Никогда "просто" это не проходит
 
Согласна, что если человек не живёт по-христиански, то пусть хоть часами в проруби сидит - нет пользы в том. Отец Николай, скажите пожалуйста, почему во время этих массовых погружений никто из священников не подскажет людям, что бикини и даже отсутствие верхней части купальника просто недопустимы, раз уж они не просто моржеванием занимаются. а пытаются как-то освятится в этот день.
Просто с экрана это смотрится совсем не благочинно.
Простите, может не так высказалась как положено,
но для меня язычество именно в этой откровенной раздетости, хоть бы сорочки какие одевали...
 
Дабы Святое Крещальное омовение стихийным фольклорным творчеством не превращалось в мистерию со всеми сопутствующими языческими атрибутами, его ОБЯЗАТЕЛЬНО должен возглавлять священник, который подобно Крестителю, призывал бы народ Божий к очищению души...


Погружаться в Питере можно ЗДЕСЬ
 
Последнее редактирование модератором:
Анна Чеканюк написал(а):
Согласна, что если человек не живёт по-христиански, то пусть хоть часами в проруби сидит - нет пользы в том. ..
А если живёт, то уже не будет погружаться в прорубь по зрелости веры.
 
Очень интересна и чудна крещенская ночь. Купалась в проруби еще будучи невоцерковленной, и сейчас любопытно вспоминать свои ощущения. Когда ты находишься от церковной жизни как бы за стеной, все тебе там кажется непонятным и странным, чуждым. Я тогда даже что такое Евангелие не знала. И вот ты прыгаешь в прорубь с абсолютным доверием Господу. Ты знаешь (веруешь!) что не заболеешь, а наоборот, что-то получишь (благодать?), обновишься. И все это происходит на каком не осознанном уровне, на той ступени когда мысль еще не обрела ни формы, ни образа. И выходишь чувствуя радость и ликование.
Ну вот как-то, немного пафосно получилось. Трудно описать то, что не осознавалось. Просто знаешь, что так...
А по поводу купальников... В детстве погружалась в прорубь в сорочке. Когда выходишь, мокрая ткань как железным обручем обтягивает, не вздохнуть... К тому на голое тело, мокрая сорочка оказывается куда менее благочестивой.... Простите, если кого-то задела
 
Здравствуйте о.Николай! Я столкнулся с проблемой! Никак не могу найти в трудах свт. Афанасия Великого цитируемой фразы о погружении в воду в день крещения Господня. Говорится, что эти слова в послании к Эпиктету. Но я посмотрел это послание на русском и даже открыл греческий текст, но этих слов не нашел. Да ссылка на них есть в статье Михаила Иванова
http://www.pravoslavie.ru/put/print44169.htm
а также в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Господне,
а также масса цитирований этого места на форумах. Помогите найти весь текст, пожалуйста!
Валерий
 
Добрый день! Подскажите, как правильно совершать погружение в прорубь? В интернете очень многое написано... но хочется быть уверенной в правильности! Я в предшествующем году уже погружалась. Троекратно погружалась, перед каждым погружением осеняя себя крестным знамением произносила "Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Хочется поделиться впечатлением, мне очень тяжело было в третий раз осенить себя крестным знамением, руки не слушались... Я из Сибири, на Крещение морозы стояли - 33 градуса, было холодно, не смотря на все удобства (шатер с подогревом, крытая купель). Но то, что я испытала, не возможно передать словами!!! Благодать Божия!!! Повторю вопрос, как правильно совершать погружение, как, сколько раз, что произнести и в какой последовательности?! Заранее Большое Спасибо!!!
 
Предыдущий комментатор спрашивает о цитате из Афанасия Великого. Ответ - Вы ее не найдете у Афанасия, т.к. такой фразы у этого Великого Отца просто нет.

Вопрос к о.Николаю: Вы пишете, " И как показывает нам история Церкви, традиция купания в Крещенской воде очень древняя, и никак не связана с языческим наслоением вторгнувшимся в Церковный обиход, якобы в 11-12 веке на Руси." Можно ссылочку? Вот например авторитетный священник протоиерей Владимир Вигилянский пишет: "Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались."

Можно конечно и атеистов обвинить в наречении этой славной традиции язычеством, но можно и настольную книгу священнослужителя открыть и в ней прочитать: "«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)"

Спаси Господи, с праздником Богоявления всех!
 
Как говорит мой знакомый о прогнозах погоды: "Они(составители) бы хоть в окно посмотрели". Да неужели Бога нет, спрашивается у тех, кто утверждает, что это невежественный, языческий и пр. обычай? Люди окунаются в прорубь и Бог никак не реагирует на это "язычество"? Не вразумляет тех, кто творит это? Мало того, по естеству человеческому - должны были быть серьезные последствия для здоровья - ледяная вода, как никак. И где они? Где послекрещенские эпидемии? Антоний Великий говорит: "Человек ищущий Бога - добр; а когда он не добр, то значит не знает (Бога) и никогда не будет познан (от Него); ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта." Доброго сердца не хватает тем, кто видит в этом простодушном и добродушном обычае "язычество" - то есть поклонение сатане.
 
На русском языке я не нашел эту цитату. Epistula ad Epictetum выдает только одно: Свт. Афанасий Великий Послание Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков - здесь ничего нет. Википедия дает ссылку на книгу: David Brakke, Athanasius and Asceticism (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1998), 320-335. Но там тоже ничего нет.
 
Отче, простите, но Вы привели цитату из свят.Афанасия Великого не то, что сомнительную, а отсутствующую в самом послании. Считается, что это цитата взята из апокрифического текста, приписываемого свят.Афанасию Александрийскому, тому же лицу - сирийский текст, коптская редакция. Вот здесь подробно описано о чем речь: http://bizantinum.livejournal.com/79605.html
 
Православные! Мы можете погружаться в прорубь - мы можете окутать ладаном весь ваш дом - вы можете исповедоваться и причащаться хоть каждый день - мы можете зажечь благодатный огонь у вас дома и чтоб он горел всегда - НО ежели вы при всем этом не желаете истинно - подчеркиваю истинно исправится - суть проживать каждый день - стараясь совершить как можно меньше греха - даже мысленно - то вы все равно полетите в ад - уверен в этом крепко! Я надеюсь примеры таких подвижников вам приводить не стоит? - которые в пустыню уходили исправляться
 
Сверху