Святитель
Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия.
"
«И дерево, – говорится, –
«жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Троякого рода были деревья. Одни даны были человеку, чтобы он жил; другие – чтобы хорошо жил; третьи – чтобы всегда жил. Он мог жить от деревьев, от которых было позволено есть; мог жить хорошо, не касаясь деревьев запрещенных; мог жить хорошо, касаясь того, что было не запрещено ему, и не касаясь того, что запрещено. Жить хорошо – значило повиноваться Богу.
Древо жизни находилось среди рая, как награда; древо познания – как предмет состязания, подвига. Сохранив заповедь относительно этого дерева, ты получаешь награду".
Какую награду получили бы прародители, сохранив заповедь? Видимо, под наградой
свт. Иоанн Златоуст имеет в виду благодать утверждения в добре и в нетлении, получив которую, прародители никогда бы не согрешили в вечности и не умерли. Могли они получить такую благодать в качестве награды?
Во-первых, если бы Бог мог дать утверждающую в добре благодать как
награду за заслуги, то Он мог бы утвердить человека в добре сразу при создании его и создать его совершенным, то есть неспособным к греху по своей свободной воле.
И если Бог вместе с даром жизни не дал человеку дар утверждающей благодати сразу при создании его, то как он мог утвердить в добре после выполнения заповеди?
Ведь и дьявол был создан таким же чистым от греха, любил Бога и выполнял различные послушания и волю Божию, но не был за это утвержден в добре. Если бы было возможным за послушания утвердить в добре дьявола, то Бог воспользовался бы этой возможностью, чтобы тот не согрешил и не распространял зло.
Во-вторых, награда за заслуги не рождает смирение, которое необходимо для противодействия развитию гордости. «
Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение.… Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые будут напрасны»
[12]. (См.:
Преп. Исаак Сирин. Слова Подвижнические. Слово 34).
Не познав своей немощи, не приобретя смирения, человек начинает гордиться своими успехами и Бог становится ему не нужен.
«Потому Бог и попустил тебя пасть, чтобы ты лучше познал свою слабость и таким образом не только сам научился презирать самого себя, но возжелал быть презираемым и от других по причине столь великой слабости своей. Знай, что без такого желания невозможно возродиться в тебе и укорениться благодетельному неверию себе, в котором основание и начало истинного смирения и которое само имеет основу в сказанном опытном познании своего бессилия и своей ненадежности» (
Святогорец Никодим >
Невидимая брань)
https://www.litmir.me/br/?b=135263&p=3.
В-третьих, в словах «утвердить в добре» содержится некоторое принуждение извне над свободной волей, что входит в противоречие с православным учением. Чтобы Адам стал единым с Богом по своей воле, в нем должно было что-то внутренне измениться. О том, что нельзя было без внутренних изменений в природе Адама утвердить его в добре пишет
свт. Афанасий Великий в творении «О воплощении Бога Слова»: ‒
«Если бы человек внешним образомъ – в силу одного только всемогущаго божественнаго слова, удерживался от смерти, то природа его в своей сущности все же оставалась бы смертной. Поэтому необходимо было Богу, во-первых, привить человеческую бренную природу к бессмертному Божеству, что и совершилось через воплощение Господа, а во-вторых, необходимо было Богу уже после Его воплощения и смерти умертвить в человеческой природе самую смерть, что и осуществилось через воскресение Христа» (
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/propovedi/9)
.
В-четвертых, если бы прародители выполнили заповедь, что познали бы они? Они не получили бы никаких новых знаний о ценности добра и погибели от греха от выполнения ее. Но тогда дерево познания нельзя было бы назвать деревом познания добра и зла. Они как жили в раю, так и продолжали бы жить, исполняя волю Божию.
И прародители оставались бы в том же состоянии способности согрешить, что и до исполнения заповеди. Как я предполагаю, при неуклонном совершенствовании, прародители, опытно не познав последствий греха, возомнили бы о себе слишком много, превознеслись бы над Богом и впали бы в гордость подобно тому, как это произошло прежде с дьяволом (падшим ангелом Денницей).
***
Знание добра и зла прародители получили только при нарушении заповеди.
– Это опытное познание
страдательных последствий греха не только умом, но и чувствами, а вместе с этим
отвращение от греха.
– Это
познание своей немощи сделать что-либо доброе без Бога, а вместе с этим
осознание потребности в Боге и обращения к Нему за помощью в
смирении перед Его волей.
– Это
познание жертвенной любви Божией и милости Его. Именно милость Бога открывает возможность к покаянию, то есть к решительному отвращению от греха, устремлению к Богу, к единству жизни с Богом в служении Ему не по долгу и заслугам и не ради награды, а по любви – той любви, которую проявил Христос воплощенный Сын Божий к Отцу и к нам, Своим созданиям.
Умом прародители понимали то, что сказал Бог, а чувствами еще опытно не испытали к чему приводит грех. Одного только предупреждения «
смертью умрешь» (
Быт.2:17) было недостаточно, чтобы не согрешить. Поэтому для предупреждения гордости и для покаяния Бог создал человека с чувствительной плотью.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что человек сотворен из двух природ, одна из которых (
плоть) смертна и тленна и предназначена страдать, чтобы чувственно испытать последствия не только своего личного согрешения, но и последствия согрешения прародителей, наследуемые по промыслу Божиему о спасении человека в потомках.
– «
Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами… в одно и то же время – духа и плоть: духа – по благодати, плоть – по причине гордости; одного для того, чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую для того, чтобы он страдал, и, страдая, надоумливался, и, гордясь величием, был наказываем; живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое [известным образом и переходящее в другое место, то есть, в век будущий; и – высшая степень таинства! – вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в Божественном свете, а не потому, что оно переходит в Божественную сущность».
(
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...nie-pravoslavnoj-very/2_12#sel=131:29,131:164).
Только опытным познанием последствий греха не только умом, но и чувствами человека, а после этого обращением к Богу за спасением от греха в смирении перед Его волей, можно обрести блаженную вечную жизнь и радость на небесах.
***
А что касается вопроса темы «
Почему Ева увидела, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно…?», то следует обратить внимание на то, что все деревья в Едеме были хороши для вкушения и приятны для глаз и без слов змия. И об этом сказано в Библии «
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (
Быт.2:9). По-видимому Бог, как только насадил дерево познания и дерево жизни, так сразу и дал заповедь.