Помощь школы "трудным" подросткам

Что такое трудный подросток, как работает классный руководитель с трудными семьями?

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?
Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки - преступность, алкоголизм, наркомания и другие присущие подросткам, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: дети -зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосферa, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.
Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания.

I. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта. Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:
- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
- деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении повседневных жизненных проблем.
Попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной жизни.

II. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя - терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

III. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя - сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

IV. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Задача классного руководителя - изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.

V. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя - доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в сотрудничество с детьми и, в частности, со своим ребенком.
 
Последнее редактирование модератором:

Изюбря

Новичок
Как сейчас работают педагоги с трудными подростками не знаю, а вот свою маму в этой работе наблюдала. Она ездила в летние лагеря работать с такими подростками (многие из них стояли на учете в милиции). Наверное, ей удалось, в свое время, найти с ними контакт, потому что через много лет ей звонят эти когда-то трудные подростки, приглашают ее на встречи. Нынче это взрослые дяди, спокойные и уверенные в себе. Один раз я даже приходила на встречу, было интересно видеть, с какой теплотой они общаются с моей мамой, как благодарны ей за то, что она общалась с ними на равных...
 

2Анастасия

Новичок
Здесь забыли указать пункт VI: Семьи, где родители, вместо того, чтобы воспитывать детей по традициям, опираются на книги и лекции современных психологов, т.е. в итоге, сами не замечая этого, практикуют безнаказанность и вседозволенность. И вот что из этого получается: "Подростки, которых с рождения воспитывали по советам психологов"
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху