Врачебные заблуждения
Широко распространено мнение, что воздержание абсурдно, противоречит человеческой природе (инстинкту размножения) и негативно влияет на физическое здоровье. Подобную точку зрения высказывают и некоторые врачи, транслирующие устаревшие медицинские заблуждения.
Но современные исследования показывают, что источником сексуальной абстиненции — проблем со здоровьем в результате воздержания и нереализованной половой страсти — являются не телесные проявления неудовлетворенной потребности, а психоэмоциональное состояние человека: его трепетное отношение к своей неудовлетворенности, неумение благополучно переживать фрустрационный стресс, склонность к негативизму, неразвитая способность к саморегуляции и низкая адаптивность, в конце концов – уверенность в неизбежности проблем из-за воздержания (стойкое иррациональное убеждение, заблуждение).
То есть это проблема не воздержания как такового, а воздержания без смирения и бесстрастия. Если человек воздерживается осмысленно и одухотворенно, он перенаправляет свои душевные силы на общение с Богом (сублимирует психофизиологическое напряжение в энергию более высокого порядка — духовную), дополняет это общение творчеством и физическими нагрузками, и тем самым он в значительной степени снижает риск возникновения у себя проблем со здоровьем. Особые примеры того, что воздержание не вредит организму, дают нам святые отцы. Преп. Антоний Великий скончался только на 105 году жизни и при этом его здоровье поражало окружающих:
«С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся <…> ни в чем однако же не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы, и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоровы были у него руки и ноги. Одним словом, казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразными снедями, омовениями и различными одеждами». (свт. Афанасий Великий «Житие преп. Антония Великого»).
Если же люди, воздерживаясь от блудного греха, уверены, что тем самым неизбежно наносят серьезный вред своему здоровью, они реально могут своими переживаниями вызвать у себя невротическое расстройство и психофизиологические проблемы сексуальной абстиненции. А порой человек из-за подобной убежденности сомневается в правильности христианского требования хранить целомудрие и наносит себе серьезный духовный вред, отдаваясь во власть блудной страсти. Позволяя себе «заботиться» о своем здоровье, он согрешает: вступает в добрачные и внебрачные половые связи, манипулятивно или насильно принуждает супруга к близости вопреки его желанию и здоровью, увлекается самоудовлетворением и иными способами реализует свои сексуальные потребности.
Больше всего подкрепляет уверенность людей во вреде воздержания мнение тех врачей, которые рассказывают десятки историй из личного рабочего опыта. Но профессия врача не обязательно предполагает развитое критическое мышление у человека, и врачи тоже нередко становятся жертвами заблуждений.
Все люди, включая врачей, подвержены когнитивным искажениям – систематическим ошибкам мышления, позволяющим подкреплять собственные убеждения и отбрасывать те знания, которые не вписываются в наши представления. Преодоление когнитивных искажений – это постоянный интеллектуальный и душевный труд, который совершают далеко не все люди. К тому же невозможно (и не нужно) полностью избавиться от этих биологически обусловленных особенностей мышления. Даже ученые, стремящиеся провести чистый научный эксперимент, неизбежно склонны к так называемой фальсификации данных. Они неосознанно стремятся подогнать всё ими наблюдаемое в рамки собственных ожиданий и трактуют результаты в пользу собственной гипотезы. Именно поэтому в серьезной науке важнейшее требование к достоверности данных – повторяемость, то есть получение аналогичных результатов в нескольких экспериментах разных ученых.
Так и убежденные во вредоносности воздержания врачи, столкнувшись с тем, что у человека после длительного воздержания начались проблемы со здоровьем, толкуют ситуацию в русле собственных представлений. Они называют именно воздержание причиной болезни, хотя оно является лишь условием, обстоятельством, в котором проявилось телесное или психологическое неблагополучие человека: неоднократно доказано, что у здорового человека воздержание не вызывает никаких проблем со здоровьем.
Безусловно, при ряде уже имеющихся заболеваний воздержание способно оказать негативное влияние на телесное здоровье. Но первоочередная задача врача при этом – лечение основного и вторичного заболевания. Адекватные пути решения проблемы: восстановление гормонального баланса, лечение воспалений и иных болезненных проявлений, психотерапия: коррекция отношения человека к воздержанию – в целом и своему лично, решение межличностных конфликтов, провоцирующих неадекватное само- и мировосприятие, нормализация самооценки, работа над восстановлением естественных механизмов саморегуляции организма (режим питания, сна, физические нагрузки). Важнейшим условием исцеления является устранение избыточного возбуждения и сексуальной стимуляции – проблемы обычно возникают именно при невозможности реализовать, разрядить возбуждение; если его нет, нет и болезненного напряжения, и риск возникновения проблем существенно ниже.
А вот рекомендация регулярного секса ради укрепления здоровья без учета личных обстоятельств человека (его семейного положения и проч.) неуместна. Одно дело — порекомендовать более частую интимную близость супругам, и совсем другое – дать тот же совет людям холостым или тем, кто даже в супружеских отношениях не может себе позволить этого, например, во время сложной беременности жены.
Важно понимать, что в ряде случаев — когда для человека возможна только греховная интимная жизнь, совет врача избегать длительного воздержания можно сравнить с анекдотичным предложением отрубить голову, чтобы она не болела. Вне брака (а порой и в брачных отношениях) невоздержанность в сексуальной жизни — это столь же неадекватный и губительный способ «лечения», как и отрубание головы, ведь следование блудной страсти – четкий путь к смерти душевной, то есть окончательной погибели.
Смещение внимания с причины на проявитель проблемы
Но почему же некоторые врачи так уверены, что воздержание вредно? Почему у них так много примеров того, что оно приводит к болезням?
Ответ довольно прост: как уже было сказано, причиной сексуальной абстиненции является психологическое неблагополучие, за которым тянутся физиологические проблемы. А невротичность современного человека – это целое бедствие. По неофициальной статистике 80% людей имеют низкую способность адаптироваться к стрессам.
Вдобавок повторим, что проблема отсутствия сексуальной разрядки становится актуальной при наличии нереализованного возбуждения. А в нашем сексуализированном обществе у людей постоянно провоцируется состояние возбуждения, мы хронически находимся в ситуации избыточной сексуальной стимуляции. Реклама, фильмы, книги, одежда – всё это в наше время пронизано темой секса, направлено на разжигание интереса и возбуждения.
Эта чрезмерная сексуальная стимуляция, тем более на фоне постоянных невротизирующих стрессов, фактически взламывает естественные механизмы как сексуальной, так и психологической саморегуляции. В результате и развиваются различные психофизиологические проблемы.
Таким образом, у сексологов много пациентов с болезнями «из-за воздержания», которые на самом деле вызваны:
— избыточной сексуальной стимуляцией и перевозбуждением;
— чрезмерной концентрацией внимания, зацикленностью на сексуальной теме;
— стрессами;
— иррациональными мысленными установками;
— неадекватным самовосприятием и иными психологическими проблемами;
— деформацией или поломкой естественных механизмов саморегуляции на фоне невротизации;
— гормональными сбоями.
У большинства людей есть те или иные проблемы из этого списка. Соответственно, риск их обострения на фоне дополнительных переживаний, связанных с воздержанием, весьма велик. И вот больной говорит врачу, что заметил проблему на фоне воздержания. И в сознании врача (и самого больного) воздержание «назначается» причиной этих проблем. А когда те же симптомы болезни встречаются у людей, ведущих активную половую жизнь, причины появления у них того же заболевания врач находит в чем-то ином. Таким образом, одни те же симптомы трактуются по-разному в зависимости от условий и особенностей больного, и в ряде случаев обстоятельство проявления болезни воспринимается как её причина. Это пример срабатывания когнитивных искажений.
Повторим еще раз: воздержание – не причина различных симптомов половой абстиненции, а обстоятельство, при котором выявляются или обостряются уже существующие проблемы и на их фоне могут возникнуть новые.
Поясним на метафорическом примере. Цветение черемухи необходимо для выживания растения, оно не вредно для здоровья человека, вдобавок своей красотой и запахом доставляет массу приятных переживаний людям. Однако, если у человека есть определенные нелады со здоровьем (аллергия на вещества, выделяемые черемухой при цветении), у него будут серьезные проблемы, если он окажется поблизости от цветущей черемухи – от аллергического ринита и слезотечения до анафилактического шока. Но причина проблемы – не черемуха, а сбои в работе иммунной системы человека. Весеннее цветение лишь проявляет эти сбои.
Продолжая ассоциацию с аллергией: при лечении аллергии первое, что надо сделать, — устранить контакт с аллергеном. И потому в случае половой абстиненции логичным кажется отказ от воздержания, которое проявляет и усугубляет проблемы со здоровьем.
Однако отказ от воздержания может привести к еще более серьезным проблемам – смертному греху и гибели души. Самый простой и очевидный вариант выхода из ситуации, который рекомендует нам и Библия, – брак, в котором у человека появляется законная, негреховная возможность регулярной интимной жизни («Лучше жениться, чем разжигаться» (1Кор.7:1-9)).
Но и в браке бывают периоды вынужденного воздержания: разлуки во время командировок, ограничения близости во время болезни, беременности и по иным причинам. Преодолеть этот период помогают самодисциплина, восстановление естественных механизмов саморегуляции, лечение неврозов, выработка адекватного отношения к супружеским отношениям, к супругу и к себе самому, устранение заблуждений о вредоносности воздержания как такового, избегание избыточной сексуальной стимуляции – не смотреть, не слушать, не думать, и т. д.). При соблюдении комплекса мер вынужденные периоды воздержания вполне могут пройти без пагубных последствий даже для человека, у которого есть проблемы со здоровьем, способные обостриться при отсутствии интимной близости.
Регуляционные механизмы половой сферы
У человеческого тела есть непроизвольные, не зависящие от воли человека процессы, предохраняющие нас от сексуального перенапряжения и от тех болезней, которые порой называют «болезнями монашествующих».
Например, механизм поллюций. Некоторые авторы, особенно прошлых веков, полагают поллюции (ночные осквернения, «разрядку во сне») безусловно греховными явлениями. Дело в том, что довольно долго предполагалось, что ночное семяизвержение у мужчин происходит только при наличии нереализованных сексуальных фантазий и вожделения, соответственно, оно рассматривалось однозначно как результат греха. Однако в данный момент известно, что далеко не всегда этому процессу предшествуют греховные помыслы и похоть. К тому же грех предполагает способность человека повлиять на что-то. А поллюции – это физиологический процесс, происходящий без воли человека и без возможности проконтролировать его. Основной причиной поллюций считается необходимость сброса избытка спермы, который наблюдается у юношей в период гормонального созревания и у взрослых мужчин в период воздержания. В том числе у юношей, которые еще совершенно далеки от темы сексуальности: даже при современном уровне сексуального просвещения порой именно ночные поллюции становятся первым соприкосновением с темой сексуальной жизни и могут сильно напугать подростка, который не понимает, что с ним произошло, и считает себя больным или даже умирающим. Считать подобный вариант поллюций грехом столь же некорректно, как считать грехом женскую менструацию – это всего лишь важное свойство человеческого организма. Также поллюции могут быть вызваны совершенно не связанными с сексуальностью причинами, например, привести к срабатыванию данного механизма может сильное нервное напряжение.
Однако, если поллюции сплетаются с эротическими мечтаниями и вожделением, если они наступают в результате греховных мечтаний, то тогда они являются частью греховного поведения и требуют изменения своего ума, покаяния.
Поэтому важно оценивать причины срабатывания механизма поллюций и то, чем они сопровождаются. Если ночные осквернения происходят совсем неосознаваемо или хотя бы с сопротивлением похотению телесному и душевному, они, словами святителя Феофана Затворника, «ни к чему не полагают препоны… ни даже к принятию Таин и служению литургии. Довольно сокрушаться сердечно и сказать духовнику». Если же они появляются после сексуальных помыслов, с желанием и согласием, то необходима работа над преодолением влияния блудной страсти и устранение привычки разжигать в себе сексуальный интерес и желание.
А вот еще один механизм, предохраняющий наше тело от проблем, связанных с воздержанием: при невозможности реализовать сексуальные потребности и у мужчин, и у женщин падает склонность к возбуждению и может даже уменьшиться выработка половых клеток. Если человек начнет регулярную половую жизнь, всё вернется в норму. Однако на время потребность в половой близости падает, и человек довольно спокойно может жить и оставаться здоровым, воздерживаясь от секса, особенно если будет заниматься спортом, творчеством и иными способами расходовать свои физические и эмоциональные ресурсы.
Не стоит бояться, что, если вы будете воздерживаться, выбрав этот способ сохранять телесную и душевную чистоту, ваше тело вам за это жестоко отомстит. Наше тело создано Богом, и Он промыслительно предусмотрел возможные последствия воздержания для нас.
Даже если по ряду причин естественные регуляционные механизмы у человека «сломались» и плохо выполняют свою функцию, причиняя боль, это то страдание, которое нужно принять смиренно как условие нашей земной жизни, направленной на спасение в вечности.
«Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше» (Святитель Григорий Богослов).
Это не означает, что не надо лечиться – надо. Забота о теле как о храме нашей души – наша важная задача. Но она не должна стать единственной и самой важной. Мы должны жить так, чтобы забота о теле была разумной и не стала главнее, чем забота о бессмертной душе. То есть нелепо выбирать губящий нас грех ради облегчения и телесного комфорта.
Угнетающие общественные стереотипы
В общественном сознании бытует множество стереотипов, которые иррациональны и противоречат здравому смыслу и порой даже реальности. Не стоит считать то, что в народе считается «нормой», обязательно правильным. Например, сейчас очень многими людьми считается нормальным блудное сожительство. Однако и с точки зрения закона, и с позиции психологии и медицины, социологии и демографии, не говоря уж о христианстве, это очень вредное явление, которое в итоге приводит к душевной смерти. Тем не менее даже православные люди порой попадают в ловушку оправдания греха под названием «гражданский брак».
Еще один опасный и ложный стереотип: в сознании многих людей воздержание ненормально, оно априори воспринимается как аномалия. Это исторически обусловлено общественными представлениями о здоровье и нормах жизни. В народе человек, не способный создать семью и родить детей, часто считался неполноценным (вспомним сочувственно-пренебрежительные «старая дева» и «бобыль»). Исключение – православные святые, которые безбрачие и бездетность несут как крест или особый дар от Бога. Но, к сожалению, народное мнение определяется больше житейскими представлениями, а не нравственными нормами. Поэтому до сих пор, несмотря на все изменения в общественном сознании и на то, что многие считают себя православными и, казалось бы, должны понимать, что не жить половой жизнью и даже не создавать семью – это нормально, многие люди страдают от чужого мнения о своей неполноценности, если «еще не женаты», не живут половой жизнью и – что еще опаснее для психики – сами себя считают ненормальными из-за этого. Поэтому воздержание становится для них сильнейшим стрессом, истощающим нервную систему и провоцирующим развитие невротических расстройств, сбои в выработке гормонов и следом – телесные заболевания.
Важно знать и понимать, что интимные отношения не являются необходимыми ни для душевного благополучия, ни для здоровья. Девство святых, обладавших вполне здоровыми психикой и телом, — пример этому. Это просто условия, в которых один человек делает выбор – хранить свое девство и целомудрие или прибегать к рукоблудию и иным формам блудного греха. И не стоит думать, что воздержание – это всегда чрезвычайно тяжелое дело. Всё зависит от конкретного человека, от его личности и физиологических особенностей, от условий его жизни: для одного воздержание почти немыслимо и необходимость блюсти целомудренный образ жизни воспринимается им как катастрофа, а другой легко отказывается от интимной жизни, совершенно не переживая по этому поводу. Вот еще одна иллюстрация из жития преподобного Антония Великого: «Многие приходили в удивление, видя труд его, а он переносил его легко».
Но порой люди склонны судить по своему примеру и жизненному опыту. Им кажется, что воздерживаться тяжело – или легко – абсолютно всем, а те, у кого ситуация иная, аномальны. Люди, которым не приходится прилагать усилия для воздержанности, склонны не понимать, обесценивать и осуждать тех, кому воздержание дается нелегко – мол, что тут такого, ты преувеличиваешь, просто перестань зацикливаться и всё будет нормально, а раз не можешь – ты слабак или озабоченный. А те, кто страдает от необходимости воздерживаться, могут завидовать другим, и даже принижать их, чтобы снизить свое эмоциональное напряжение: «да ты не мужик, импотент» и прочие «диагнозы», поясняющие, почему другой человек справляется с воздержанием без проблем.
Полезнее не сравнивать себя с другими, не слушать слишком внимательно чужое мнение, а делать свой выбор, ориентируясь на наставления Церкви. А затем учитывать свои личные условия и обстоятельства и разумно следовать своему пути. Подбирать именно для себя удобные упражнения и правила, исследовать свою душу, свою личность, чтобы достичь максимально хорошего результата.
Мифы о вреде воздержания
Сторонники активной половой жизни охотно оправдывают свое нежелание («невозможность») воздерживаться различными убеждениями о вреде воздержания, которые на самом деле не что иное, как ложные представления, заблуждения, мифы.
Миф:
Воздержание вызывает бесплодие.
Правда:
Бывает, что у мужчин во время длительного воздержания приостанавливается выработка сперматозоидов. Узнав о такой возможности, люди думают, что половые клетки за ненадобностью перестают вырабатываться навсегда, и мужчина становится бесплодным. Но это не так. Исследования показывают, что во время длительного воздержания у мужчины может замедлиться выработка половых клеток, но после возобновления интимной жизни этот процесс полностью восстанавливается. Аналогичные процессы могут быть и у женщин.
Миф:
Воздержание приводит к угасанию сексуального желания, к импотентности и фригидности.
Правда:
Временное угасание склонности к сексуальному возбуждению при невозможности интимной близости – это естественный психофизиологический механизм, предохраняющий наше тело от перерасхода энергии. Временная холодность проходит с началом стабильной интимной жизни.
Миф:
Воздержание повышает раздражительность, делает человека нервным.
Правда:
Раздражительность не является обязательной частью воздержания, это признак психологического или телесного неблагополучия человека и его неспособности адаптироваться к воздержанию. Иными словами, раздражительность – один из признаков неблагополучного переживания необходимости воздерживаться, языком медиков – симптом болезненной сексуальной депривации (абстиненции). Подобное состояния возникает при совокупности физиологических и психологических причин: наличие нереализованного возбуждения с неспособностью расслабиться без секса, переживания из-за неосуществленной потребности в интимной близости, убежденность в невозможности быть здоровым без регулярного секса, особенности психики и здоровья. Раздражение может быть вызвано ощущением фрустрации как таковой (злость от неполучения желаемого), чувством собственной неполноценности, отсутствием доверительных супружеских контактов, личными психотравмами, плохим опытом интимной близости и её отсутствия, ощущением одиночества, страхом собственной интимной несостоятельности и проч. Причем особо патогенным является жесткое подавление уже возникшего сексуального влечения, а добровольное осмысленное перенаправление возбуждения в спорт, творчество, общение и иную активность значительно снижает риск повышения уровня агрессии. Также раздражительность может быть вызвана гормональными сбоями, но тут причиной проблем является не столько воздержание, сколько проблемы со здоровьем, которые не дают человеку легко переносить отсутствие сексуальной жизни. Преимущественно психологический характер проблемы подтверждает то, что исцеление — в большинстве случаев вполне успешное — осуществляется в основном методами психотерапии, лишь в ряде случаев требуется гормональное или иное медикаментозное лечение.
Миф:
Воздержание у мужчин неизбежно вызовет проблемы с простатой, а у женщин – так называемые «болезни монашек» (миома, эндометриоз, кисты яичников, полипы эндометрия).
Правда:
Все эти болезни встречаются у разных людей, независимо от того, воздерживаются ли они от интимной жизни. Некоторые сексологи убеждены, что регулярная сексуальная разрядка необходима для здоровья, и тем самым зачастую оправдывают рукоблудие или вынужденные измены. Например, иногда андрологи уверяют, что без периодической интимной близости или мастурбации неизбежна аденома простаты, и приводят в качестве доказательства свой профессиональный опыт. Однако уже довольно давно научно доказано, что развитие аденомы простаты не связано с половой жизнью. Её основная причина – сопутствующее зрелому возрасту (при некоторых условиях) изменение уровня андрогенов в крови. По сути это неблагоприятный вариант мужского климакса. Так же и «болезни монашек» — это проблемы не воздержания, а гормонального дисбаланса (или инфекций). Определяющими факторами гормонально обусловленных болезней являются наследственность и образ жизни: питание, физическая подвижность, вредные привычки, вес и уровень холестерина, переохлаждение, контроль здоровья/регулярность медицинских осмотров и, при необходимости, коррекция гормонов. А вот секс, вопреки устаревшим представлениям, лишь кратковременно, но в целом несущественно влияет на гормональный фон. Если же причина болезни инфекционная, то риск её заполучить значительно меньше при воздержании. Например, простатит у монахов встречается реже, так как это заболевание бактериальное и проникновение бактерий часто происходит во время половых контактов. А большинство проблем со здоровьем, которые встречаются в практике сексологов и убеждают некоторых из них в пагубности воздержания, вообще имеют не чисто биологический, а психологический (психофизиологический) характер и решаются психокоррекцией отношения к воздержанию.
Мифы о пользе воздержания
Несмотря на ложность «страшилок» про воздержание, не стоит впадать в иную крайность и полагать воздержание вернейшим способом жизни, доводя требование воздерживаться до абсурда и обесценивая брачные отношения:
«Святая Православная Церковь, оставаясь верной учению Ея Основателя, учению св. Апостол и вселенских Соборов, в своих символических книгах, Православном исповедовании и Послании восточных патриархов, нигде не делает предпочтения девства браку, а продолжает и дальше недевственников поставлять на кафедры апостольских преемников, чем показывает, что как девство, так и брак имеют одинаковое нравственное значение» (свящ. Дмитрий Николаевич Якшич. О нравственном достоинстве девства и брака по учению православной церкви. 1903).
В пользу воздержания порой также приводят нелепые, лженаучные аргументы. Опасно мотивироваться подобными заблуждениями: они не только подкрепляют ложное мировоззрение, но и уводят от понимания истинного смысла трезвой, благоразумной христианской жизни. Следование подобным внешним, зачастую выдуманным, мотивам можно сравнить с восприятием поста как диеты для снижения веса – это лишает пост и воздержание всякого духовного смысла.
Миф:
Воздержание делает отношения особо духовными.
Правда:
Духовность отношений зависит не от наличия или отсутствия в них интимной близости, а от духовного богатства людей, их здорового интереса и уважения друг к другу, а главное, от присутствия в этих отношениях Бога.
Миф:
Воздержание способствует накоплению половой энергии, а следом – увеличению жизненных сил, укреплению иммунитета и прочим бонусам для здоровья.
Правда:
Не существует специфической половой энергии, разве что в фантазиях оккультистов. На состояние здоровья влияют (по убывающей): наследственность, экология и условия жизни, здоровый образ жизни или вредные привычки, рацион питания и физическая активность, и в гораздо меньшей степени прочие обстоятельства, в том числе регулярность сексуальной жизни. Существуют исследования, подтверждающие пользу воздержания, и исследования, показывающие вред воздержания, но ни те, ни другие не являются достаточно достоверными и, предположительно, воздержание может быть полезным для одного человека и вредным для другого в зависимости от их здоровья и психических особенностей. Всё это вполне согласуется с христианским учением, которое предлагает два варианта жизненного пути – девство, «если кто может сохранить оно», и брак.
Миф:
Воздержание улучшает физическую продуктивность, а интимная близость растрачивает энергию, опустошает, обессиливает, снижает уровень «спортивной злости», поэтому перед серьезными испытаниями, например перед спортивными соревнованиями, следует воздерживаться от секса. Чаще этот миф тиражируется в спортивной среде.
Правда:
Прямого влияния сексуальной активности на спортивные результаты или силовые показатели не существует. Если сторонниками мифа подразумевается некая «реальная» половая или жизненная энергия, то речь снова идет о выдумках оккультистов. Но нередко этот миф стараются объяснить с точки зрения физиологии: якобы связанные с интимной жизнью колебания уровня гормонов, в частности тестостерона, вызывают утомление и сказываются на эффективности спортсмена. И вот тут уже проведено немало исследований, показавших, что количество тестостерона приходит в норму в течение получаса после секса, а изменения уровня гормонов, связанные с длительным, в течение нескольких недель, воздержанием, настолько незначительны, что никак не влияют на общий тонус человека. Что же касается опустошения и возможной усталости, так же экспериментально установлено, что расход калорий во время супружеской близости примерно равен подъёму на два лестничных пролета. Это однозначно не может утомить спортсмена.
«Научное оправдание» блудного греха
В начале прошлого века на стыке дарвинизма, медицины и психологии активно продвигались идеи о том, что многие проблемы со здоровьем, в частности невроз и сопутствующие ему недомогания, вызваны в первую очередь сексуальной неудовлетворенностью. Особенно значимую роль в распространении подобных взглядов сыграли известные психологи: Зигмунд Фрейд, абсолютизировавший человеческую сексуальность, и его ученик Вильгельм Райх — основоположник не только телесной психотерапии (вегетотерапии), но и «сексуальной революции».
С точки зрения пропитанной идеями дарвинизма и фрейдизма светской психологии, основная движущая сила в поведении человека – это биологические потребности, не удовлетворяя которые, человек настолько страдает, что может заболеть. Следовательно, для сохранения здоровья ему необходимо удовлетворять свои потребности – по сути следовать своим страстям. В рамках подобной психологии удовлетворение страстных влечений, в том числе полового возбуждения, провозглашается естественным и даже необходимым для благополучия человека. А среди всех страстей именно сексуальную потребность Фрейд, Райх и их сторонники поставили во главу всех желаний человека.
К сожалению, фрейдизм вышел далеко за рамки психотерапии: он оказал существенное влияние на всю современную цивилизацию, вытеснив из сознания многих людей христианские представления о духовности. Теория Фрейда словно стала неким откровением и альтернативой христианству для отпадающего от веры материалистического и потребительского общества, а призывы Райха к фактически бесконтрольному сексуальному раскрепощению со временем широко распространились. Мало кто из обывателей знает, но именно труды Вильгельма Райха сыграли существенную роль в популяризации раннего сексуального просвещения, мастурбации, свободных половых связей и так называемых «гражданских браков».
Мысль о том, что есть вроде бы научные подтверждения того, что сексуальное удовлетворение необходимо для здоровья и достижения счастья, оказалась настолько привлекательной, что люди не желают отказываться от нее, несмотря на доводы рассудка. До сих пор ученые рассуждают, почему наукообразные идеи о главенстве сексуального инстинкта оказались настолько востребованы и почему люди охотно делают их основой своего мировоззрения, отбрасывая не только религиозные установки, но и здравый смысл.
В самом деле: специалисты от науки говорят, что теория Фрейда слишком умозрительна и бездоказательна, а теория Райха вообще лженаучна, но воодушевленные фрейдовской теорией о либидо люди предпочли не слушать ученое сообщество, которое сразу же весьма скептически восприняло идеи Фрейда (да и сам Фрейд позже в значительной степени пересмотрел свои взгляды и признал неверность сведе́ния жизни человека только к сексуальности). Обучавшего достижению оргазма Райха его последователи возвели чуть ли не в ранг мученика от науки, притом что Эйнштейн, который по просьбе Райха провел ряд экспериментов, не подтвердил предположения основателя вегетотерапии. Кстати, сам безумный изобретатель Райх умер в тюрьме, где оказался за неуважение к суду во время рассмотрения законом его опасных для окружающих экспериментов с радиацией, но его неадекватность и пребывание в мире собственных фантазий также не смогли дискредитировать его учение в глазах людей, жаждущих обоснования сексуальных свобод.
И до сих пор, уже около ста лет, приверженцы Фрейда и Райха полностью игнорируют научные данные, опровергающие эти теории о человеческой сексуальности, в том числе исследования, опровергающие вред воздержания.
Понять причины столь неадекватной популярности учений, обещающих людям неизбежные проблемы от сдерживания своего сексуального инстинкта, довольно легко, если рассматривать ситуацию сквозь призму духовности и христианского учения.
Падая во власть греха, человек далеко не сразу теряет осознание греховности своего поступка и сильно мучается чувством вины, особенно поначалу, пока еще не заглушил голос совести. Поэтому он отчаянно нуждается в оправдании себя, своего поведения. Именно эту роль и сыграли психологические теории Фрейда и его последователей: они дали людям возможность оправдывать свое греховное поведение «природой» — якобы физиологической необходимостью и невозможностью противостоять половому инстинкту, по крайней мере, без негативных последствий. В плане яркого чувства удовлетворения сравниться с плодами блудной страсти и легкостью их получения может далеко не каждый грех. Поэтому человек довольно охотно поддается блудным устремлениям, и чем глубже он пленен блудной страстью, тем охотнее верит теориям о естественности и нормальности «свободного» сексуального поведения (о безобидности мастурбации, мужской полигамности, невозможности воздержания без вреда для здоровья и проч.). Ведь если блудное поведение – это биологическая неизбежность, отказаться от которой человек не может без существенного вреда для себя, как не может отказаться от пищи и воды, то тогда совсем иначе воспринимается сексуальная вседозволенность — начинает казаться, что это не такой уж и грех, а вполне нормальное поведение.
По сути, подобные взгляды являются индульгенцией блудных стремлений. А дальше – больше. От оправдания себя и избавления от чувства вины человек переходит к обоснованию собственной распущенности; он уже не оправдывает себя, а декларирует свое право на свободную половую жизнь.
Разумеется, попытки легализовать «право» на свободную интимную жизнь были и до Фрейда, но именно его теория пришлась ко времени и выстрелила так, что поработила многие умы и оказала влияние на различные сферы знаний, формируя у людей мышление, противостоящее духовному взгляду на человеческую суть.
Психологию, развитую в ХХ веке, недаром обвиняют в низведении человека до уровня животного и в приписывании ему исключительно физиологических мотивов даже при объяснении социального поведения.
Христианский выбор
Для православных людей очевидно, что человеческая природа в результате грехопадения прародителей была повреждена и приобрела склонность ко всякому греху. Поэтому странно ставить её во главу угла и призывать руководствоваться инстинктами. Христиане стараются возвышаться над своей природой, развивая в себе духовные начала. Есть очень емкое выражение, хорошо передающее смысл преодоления своих «природных» позывов: стремление не оскотиниваться.
Несмотря на то, что половой инстинкт присущ всем людям от природы, степень, способ, стиль его реализации зависят от духовно-нравственного состояния человека, от его способности делать свободный духовный выбор и осуществлять этот выбор в своем поведении. Ведь, хотя механизм любовной страсти связан с биохимией тела, человек обладает не только телом, но и душой. Следование инстинктам представляет собой примитивный, животный уровень существования, а мы, люди, способны принимать решения разумом и делать выбор, даже полностью противоположный своим потребностям и желаниям, и что немаловажно – оставаться при этом здоровыми.
Но допустим, что конкретному человеку, у которого есть проблемы со здоровьем, воздержание проносит новые болезни и мучительные боли. Оправдывается ли желанием избавится от них выбор греха вместо добродетели?
«Когда ты подвергнешься тяжкой болезни, и многие будут понуждать тебя облегчить страдание – одни заклинаниями, другие амулетами, третьи какими-либо иными чародейными средствами, а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяготу болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества. И не сомневайся, как мученик мужественно переносит муки истязаний, чтобы не поклониться идолу, так и ты переносишь муки болезни, чтобы не нуждаться ни в чем, исходящем от него <идола> и не сделать того, что он повелевает. Но те муки сильнее? Зато эти продолжительнее, – так что оказываются равны тем, а часто даже и более сильными. В самом деле, когда горячка внутри мучит и сожигает тебя, а ты, несмотря на увещания других, отвергнешь заклинание, то не облекаешься ли ты в венец мученичества?» (свт. Иоанн Златоуст).
Слова святителя о заклинаниях и чародейных средствах в равной степени относятся и к иным греховным способам избавиться от страданий, в том числе к блудному греху.
Даже если телесное или душевное состояние человека таково, что он не способен переживать воздержание без вреда для своего телесного здоровья, нужно понимать, что гораздо важнее здоровье души. И об этом четко сказано в Евангелии: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мк.8:36). В ситуации выбора – грех ради сохранения здоровья или вред для здоровья ради сохранения от греха – христианин однозначно выбирает чистую от греха душу.
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать