МЕДИЦИНА И ПОСТ

Александр

Пользователь
ВОПРОС. Что такое пост?

ОТВЕТ. Пост, прежде всего, заключается в воздержании от пищи животного происхождения. Из этого прямо следует, что пост связан с упражнением воли человека. Как мышцы слабеют от бездеятельности, так слабеет и воля (волевая сила души), если мы не упражняем её. Жизнь человека, живущего в довольстве и безпрепятственно удовлетворяющего свои плотские желания, приводит к тому, что он потом с трудом может устоять от различных соблазнов. И, наоборот, нужда и постоянные отказы себе в плотских пожеланиях делают человека сильным, закаляют его волю. Опасения, что постная пища может повредить здоровью, не выдерживают научной критики. Как показывает опыт святых подвижников нашей Православной Церкви, употреблявших минимум пищи, при растительном рационе мы легко можем доставить своему организму всё нужное для поддержания жизненных сил. Обычное ощущение голода при переходе на постную пищу, особенно сильно мучающее человека, привыкшего питаться мясом, есть всего лишь ощущение недостатка привычного стимулятора, подобно тому, как это бывает у курильщика без табака или у алкоголика без водки. Спустя некоторое время это ощущение проходит. Укрепляя волю путём воздержания, пост содействует улучшению функций сердца и головного мозга, благодаря чему наступает просветление разума. Таким образом, мы подходим к вопросу о разнице во влиянии растительной и животной пищи на организм в целом и на функцию некоторых его систем в частности. И в этой связи можно с уверенностью сказать: жизненный опыт подвижников веры с древнейших времен, а также результаты научных исследований последнего времени однозначно свидетельствуют в пользу растительной пищи. Но некоторые спросят, в чём же разница между питанием растительной и животной пищей, если химический состав той и другой почти одинаков: те же белки, жиры, углеводы? Ответ следующий: сходство это лишь кажущееся. Во-первых, все эти питательные вещества находятся в растительной пище в более легкоусвояемой форме. Чем в мясе. А во-вторых, кроме белков, углеводов и жиров, в животной пище содержится ещё много т. н. экстрактивных веществ, которых нет в растительной пище (или, по крайней мере, не в таком большом количестве). Кому из нас не известно возбуждающее действие мясного бульона, заключающего в себе совсем немногопитательных веществ? Хорошо известно вредное влияние этих экстрактивных веществ на больные органы, например, на почки при их воспалении, либо на иммунную систему при аллергических реакциях. Но и это еще не все. Вот что говорят учёные и клиницисты о влиянии мяса на человеческий организм в свете современных научных данных: "Мясо, особенно говяжье, производит, подобно алкоголю, искусственное возбуждение, за которым следует снижение уровня жизнедеятельности организма". Вот в этой-то физиологической разнице растительной и животной пищи надо искать главный смысл пищевого поста. Воздержание от мяса (соединённое с общей умеренностью в пище) улучшает все функции организма, просветляет ум и укрепляет волю. Соблюдение поста помогало подвижникам доживать до глубокой старости и сохранять при этом поразительную ясность мысли и чистоту души. В настоящее время и в медицинской науке всё более утверждается мнение о том, что наше обычное питание, в особенности мясное, подрывает состояние здоровья, усугубляет течение многих болезней, способствует дегенерации тканей и преждевременному старению. Наводняя организм недоокисленными токсичными продуктами обмена, такое питание оказывает вредное воздействие на все системы и органы тела и, прежде всего, на сердечно-сосудистую и нервную системы (в том числе на головной мозг), а также на почки, печень, опорно-двигательный аппарат и т. д., что в конечном счете приводит к развитию множества болезненных нарушений, при которых, как показывают научные наблюдения и повседневный жизненный опыт, душевная сфера обычного, падшего человека редко остается в равновесии и невозмутимости. С учетом данного факта не выглядит удивительным то, что великие Св. Отцы нашей Церкви никогда не пренебрегали таким средством, как ограничение в пище, а перед принятием любых серьезных жизненных решений (касающихся их самих либо других людей), они для укрепления и просветления своих душевных сил всегда налагали на себя строгий пост, тем самым признавая его высочайшую действенность. Таким образом, для человеческой души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум и закаляющим волю, для тела же – это предохранительный клапан, предотвращающий накопление в крови и тканях вредных продуктов обмена, образующихся при повседневном обильном питании. Пост предотвращает развитие многих болезней и преждевременную смерть.


ВОПРОС. Известно, что болезни чаще всего имеют духовные причины. Каким образом такое чисто внешнее, телесное средство, как пост, может помочь предотвратить их или избавиться от них?

ОТВЕТ.Да, за потакание своим страстям, за получаемое греховное удовольствие человек расплачивается, принося в жертву собственное здоровье. Современная медицина подтверждает наличие тесной взаимосвязи между различными страстями и вызываемыми ими заболеваниями. Вот лишь некоторые примеры такой взаимосвязи.

1) Расплата за чревоугодие – ожирение, болезни печени и поджелудочной железы, атеросклероз.

2) Расплата за сластолюбие – аллергия, сахарный диабет, болезни зубов, кишечника.

3) Расплата за пристрастив к алкоголю - алкоголизм, деградация личности, психозы, вырождение.

4) Расплата за блуд - венерические заболевания, гинекологические болезни, безплодие.

5) Расплата за сребролюбие и зависть - нервно-психические расстройства.

6) Расплата за гнев (злобу) - гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркты миокарда, инсульты, мочекаменная и желчекаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия.

7) Расплата за уныние и саможаление- депрессивные неврозы и психозы, болезни почек, ослабление иммунной системы, онкологические заболевания.

8) Расплата за отчаяние – суицидный синдром.

9) Расплата за тщеславие - болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания (неврозы, маниакальные состояния).

10) Расплата за гордость - психопатия, шизофрения, а также дискогенные радикулиты, остеохондроз и другие болезни позвоночника.

Душевные переживания, порождаемые страстными устремлениями, являются факторами, которые производят разрушение организма - носителя страстей. Это есть закономерный результат греха. Виновата душа, а страдает тело. Чтобы обуздать страсть, необходимо обрести противоположную этой страсти наклонность души - добродетель. И в этом отношении православный пост, как добровольная «епитимья», как посильное личное воздаяние за совершённые грехи, является мощным средством, способствующим возвращению утраченной чистоты духа. В то же время нельзя забывать и о том, что, обладая истинным знанием (как в отношении благотворности действия поста на организм, так и в плане и необходимости его соблюдения), мы не вправе осуждать людей непостящихся, но должны лишь строже спрашивать самих себя: живу ли я по истине? Памятуя о том, что болезнь есть следствие греха, всмотримся в себя, чтобы принести очистительный плод покаяния, дабы милосердный Господь исцелил и обновил наше телесное и духовное естество. Если же мы, имея знание, употребим его в осуждение окружающих, то Сама Истина – Господь наш Иисус Христос - будет судить нас по слову Своему: "каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:2 ).

ВОПРОС. Что означают такие определения, как"сухоядение", "горячее ядение" и т.д."?

ОТВЕТ. По пищевым предписаниям Православные посты можно разделить на 5 категорий:

1. Строгий пост:день, когда запрещена любая пища до появления на небе первой звезды (лишь после этого допускается вкушение воды и хлеба). Это относится к Рождественскому и Крещенскому сочельникам, а также ко дню Усекновения главы Иоанна Крестителя.

2. Пост с "сухоядением":в такие дни разрешена неварёная (сырая) растительная пища без употребления постного масла(сырые овощи, фрукты), в официальной медицине это близко к понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно ему, так как в дни поста ещё вкушают хлеб.

3. Пост "с ядением сварения":разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без растительногомасла,

4. Пост "с ядением сварения с елеем" соответствует предыдущему, нодопускается использование постного масла в натуральном видеи для приготовления пищи из растительных продуктов.

5. Пост "с ядением рыбы", когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.


ВОПРОС. Каков перечень продуктов, составляющих постную пищу?

ОТВЕТ. Если к понятию "скоромная пища", т.е. пища животного происхождения,относятся мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц), то к постной пище принято относить зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мёд, растительные масла, а также рыбу и рыбные продукты. В православном календаре более двухсот дней в году – постные. То есть количество постных дней в течение года превышает число дней скоромных,причем еще в недалеком в прошлом большинство населения нашей страны свято соблюдало пищевые предписания Церкви относительно постов. Отсюда - обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию растительного сырья: злаков (каша), бобовых (горох, фасоль), овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива и др.), лесных ягод. Множество забытых сегодня блюд делали из гороха: горох битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое. В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое и лишь в середине XIX века появилось подсолнечное масло. Поскольку большая часть постных дней допускает к употреблению только растительную пищу, то становится понятным, почему в старину русские люди никогда не считали мясо основой своего рациона (в отличие от наших современников, оценивающих качество питания по доступности и ассортименту мясных и колбасных продуктов с их пищевыми добавками, консервантами, красителями и прочей химией). В целом для здоровых трудоспособных людей оптимальным является смешанное питание с широким использованием свежих овощей, плодов и различных вегетарианских блюд с весьма умеренным потреблением мясомолочных продуктов. Строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов верующих.


ВОПРОС. Как объяснить маловерным людям и, в том числе, родителям, имеющим маленьких детей, что пост лечит человека, а не калечит?

ОТВЕТ.В православном календаре дни строжайшего поста, когда не вкушается никакая пища, кроме воды, - редкость. Но и их биологическое значение для организма весьма значительно. Установлено, что именно 1- 2- дневное воздержание от пищи становится своеобразным позитивным стрессом, в результате которого мобилизуются защитные реакции, включаются адаптационные и компенсаторные резервы, что благоприятно отражается на состоянии здоровья и общем самочувствии. В основе биохимического механизма подобной «встряски» лежит следующее. Вследствие того, что временно прекращается поступление питательных веществ из внешних источников, активизируется работа иммунной и эндокринной систем: вырабатываются собственные глюкокортикоидные гормоны, прекращается аллергическое воспаление (у аллергиков), усиливается регенерация тканей. Таким образом, доказано, что организм по-настоящему лечат не разгрузочные диеты (которые дают просто кратковременный отдых телу), не современные методики "очищения", а именно кратковременный строгий пост.


ВОПРОС. Полезно ли следовать методам Брэгга, Шелтона и других сторонников многодневного голодания?

ОТВЕТ. Православный пост не имеет никакого отношения к системе голодания по П. Брэггу, Г. Шелтону или индийской йоге. Всякое совпадение здесь может иметь место исключительно на терминологическом уровне, потому что ни мотивация, ни цели, ни приоритеты соблюдения поста и "чуда голодания" не имеют ничего общего. Каких только модных методик, так называемых "вхождения в голод и выхода из голода",сейчас не предлагается! Но верующие люди проводят дни строжайшего поста без каких-либо подготовительных приемов, по их завершении так же просто переходят к скоромной (животной) пище. При многодневных православных постах, включающих дни строгого поста, за такими днями обычно следует день поста с сыроядением (например, первая Крестопоклонная и Страстная седмицы Великого поста). Для большинства постных дней, установленных Церковью, характерен пост "с ядением сварения с елеем" и пост "с ядением сварения (без елея)", то есть вегетарианское и строго вегетарианское питание. Кроме того, в течение постов есть немало дней, когда разрешается вкушение рыбы и рыбных продуктов. Таким образом, вегетарианское питание в практике православного поста является не постоянным, а временным и прерывистым, что, в свою очередь, становится прообразом сбалансированного лечебного (например, гипоаллергенного) питания.

ВОПРОС. Если человек ведёт строго вегетарианский образ жизни, то зачем ему соблюдать посты?

ОТВЕТ.Для пищевых рационов строгих вегетарианцев характерен хронический недостаток полноценных белков и незаменимых аминокислот, а также витаминов В2, В12 и D. Хотясодержание Са, Fе, Сu, Zn количественно может быть достаточным, но усвоение этих элементов из растительной пищи низкая. Все эти вещества прекрасно усваиваются с рыбой, которую строгие вегетарианцы совсем не употребляют. Не следует также забывать, что рыба обладает высокой пищевой ценностью, превосходя в этом отношении мясо. Рыба и морепродукты - важный источник полноценного белка со сбалансированным составом незаменимых аминокислот. Скажем, метионина - аминокислоты, играющей ключевую роль в регуляции жирового обмена в печени, - в рыбе больше, чем в твороге, который традиционно считается одним из главных источников этой аминокислоты. Кроме того, важно помнить, что в рыбе содержится в 5 раз меньше соединительной ткани, чем в мясе сухопутных животных. В этом состоит причина того, что рыба гораздо быстрее варится и жарится, чем мясо, а главное - намного легче усваивается организмом: белки рыбы усваиваются в среднем на 95%, тогда как мясные белки, в лучшем случае, на 80%. Содержание витаминов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе, зато витаминов А и D больше, особенно в печени рыб. В рыбе содержатся разнообразные минеральные вещества. Особенно богата рыба йодом (к слову сказать, железом, цинком и другими микроэлементами еще богата морская капуста). Особого внимания заслуживают рыбные жиры, которые, в отличие от жиров сухопутных животных, легче перевариваются и обладают особо важной биологической ценностью, так как содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), которые входят в состав нейронов головного мозга; кроме того, им придают большое значение в диетологии, аллергологии, профилактике ишемической болезни сердца. В жирах рыб содержатся такие ПНЖК, которых нет в подсолнечном, кукурузном и других растительных маслах. ПНЖК рыб нормализуют жировой обмен при атеросклерозе; положительно влияют на свертывающую систему крови, что важно в диетотерапии ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и склероза сосудов головного мозга; кроме того, они нормализуют гормональный и иммунный фон, что, с одной стороны, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. а с другой - снижает выраженность аллергических реакций, например, дерматитов, бронхиальной астмы и др. Биологически активными ПНЖК богаты сельдь, скумбрия, ставрида, сардина, нототения, мойва, тунец, лосось, печень тресковых.

В заключение еще раз напомним, что православный пост - это, в первую очередь, способ очищения души и лишь затем тела, поэтому любая попытка неверующих людей выделить из православного поста некую медико-биологическую составляющую и провозгласить на ее основе новую "систему" или "методику", будет заведомо безблагодатной и малоэффективной. Строгое соблюдение православными христианами постов и постных дней означает гораздо большее, чем просто правила приема пищи. Пост Христа ради – это, прежде всего, образ жизни, защищающий человека от всякого рода диавольских нападений. Как сказал СпасительСвоим ученикам, говоря об изгнании злых духов: «Сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21).
 

Вложения

  • upload_2014-9-24_18-53-43.png
    upload_2014-9-24_18-53-43.png
    252,4 KB · Просмотры: 512
Сверху