брезгливость

Ю

Юлия Володина

Гость
Замечаю за собой чувство брезгливости. Любой физический контакт с другими людьми ближе обычного для меня вызывает чувство отвращения. Порой это является непреодолимым барьером для участия в Церковной жизни.
Как Вы думаете, это чисто психологическое явление или же в его основе лежат духовные причины? Человек есть дух, душа и тело, а Церковь - Богочеловеческий организм. Как же я могу чувствовать себя полноценным членом этого образования, если мне противно?
Вспоминаю отчетливо, что в детстве и в юности я не была столь щепетильна в этих вопросах. Сейчас же прежде чем начинать вкушать пищу в столовой тщательно протираю салфеткой вполне чистые на вид столовые приборы, и даже в гостях не премину промыть чашку, если она мне покажется подозрительной.o_O:eek:
 

Екатерина

Администратор
Команда форума
У меня тоже что-то подобное периодами накатывает:( Осведомленность о микроорганизмах и болезнях ими вызываемых часто вредит душевному равновесию... А по поводу брезгливости в храме очень помогло прочтение в свое время этих нескольких абзацев:

О брезгливости
Подруга повела одну женщину в монастырь, а после службы спросила, почему та не прикладывалась к иконам, кресту. Она ответила, что боится заразиться, брезгует.

Так рассуждают люди нецерковные, у них все в сознании настроено не как у православных. Например, боятся причащаться, детей причащать - "вдруг какую-нибудь болезнь подцепят"? Они не понимают, что мы принимаем Творца вселенной, Самого Бога.

Недавно пришла одна такая женщина и говорит: "Я хотела бы причаститься и ребенка причастить". А служба уже кончилась, крест дали, все ушли. Спрашиваем: "Зачем?" - "Ну, надо причаститься..." - " А что такое причастие, Вы знаете?" - "Это когда вино и просфорки дают". - "Вино можно и в ресторане приобрести..." "Нет, мы здесь хотим". А то еще скажут: "Причастие -это сладенькая водичка с вареньем". Вот такие глупости...

Поскольку церковь - это кусочек неба на земле, мы принимаем в себя Живого Бога, Творца вселенной. Недаром поется: "Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите".

Нецерковные люди не понимают, что такое икона, святые мощи, зачем мы прикладываемся к ним, оттого и брезгуют. Одна женщина - микробиолог Ника Ивановна Стрельцова - поначалу тоже была невоцерковленной. Приехала в монастырь, набрала святой воды и про нее забыла. Вспомнила, когда прошло уже больше года. Как микробиологу ей было интересно узнать, что стало с водой. Стала она ее под микроскопом изучать и увидела, что в воде совсем нет микробов, вода стерильная, живая - по структуре своей похожа на ДНК здорового человека. Оказалась у нее под руками и наговоренная вода, ее она тоже посмотрела под микроскопом и увидела, что структура воды нарушена, наподобие ДНК смертельно больного человека. Не случайно, видно, в сказках говорят о живой и мертвой воде.

После этого случая пришла она в храм, смотрит: все прикладываются к иконе. Подошла поближе и увидела, что икона вся зацелована, а тут еще старичок подошел, долго перед иконой стоял, после него на стекле большое пятно осталось. Женщина взяла ватку и незаметно стерла это пятно. Пришла в лабораторию и ватку под микроскоп, подумала: "Вот сейчас увижу колонии микробов". Но под микроскопом ватка оказалась стерильной, абсолютно чистой. Стрельцова глазам своим не поверила, но это было так. Потом она взяла другую ватку и протерла картину, которая висела у нее в лаборатории. Посмотрела в микроскоп, а там микробы кишмя кишат. Так она опытно поняла, что в церкви все нечистое Святым Духом попаляется. Дух Святой животворит и все приводит в порядок, в гармонию.

Потому человек, когда принимает крещение, очищается в таинстве исповеди и освящается через причастие, обретает гармонию в душе, все в его жизни становится на свои места. Когда же человек не кается, не причащается, грех разрушает в нем внутреннюю духовную структуру; идет разрушение души и тела. Точно также происходит и в государстве: когда в государстве народ кается, старается соблюдать законы, вся жизнь нормализуется и народ оживает. Если же не кается, государство рушится, умирает...

Источник>>>

Храни Вас Господь!
 

Юлия Володина

Пользователь
У меня тоже что-то подобное периодами накатывает:( Осведомленность о микроорганизмах и болезнях ими вызываемых часто вредит душевному равновесию... А по поводу брезгливости в храме очень помогло прочтение в свое время этих нескольких абзацев:

О брезгливости
Подруга повела одну женщину в монастырь, а после службы спросила, почему та не прикладывалась к иконам, кресту. Она ответила, что боится заразиться, брезгует.

Так рассуждают люди нецерковные, у них все в сознании настроено не как у православных. Например, боятся причащаться, детей причащать - "вдруг какую-нибудь болезнь подцепят"? Они не понимают, что мы принимаем Творца вселенной, Самого Бога.

Недавно пришла одна такая женщина и говорит: "Я хотела бы причаститься и ребенка причастить". А служба уже кончилась, крест дали, все ушли. Спрашиваем: "Зачем?" - "Ну, надо причаститься..." - " А что такое причастие, Вы знаете?" - "Это когда вино и просфорки дают". - "Вино можно и в ресторане приобрести..." "Нет, мы здесь хотим". А то еще скажут: "Причастие -это сладенькая водичка с вареньем". Вот такие глупости...

Поскольку церковь - это кусочек неба на земле, мы принимаем в себя Живого Бога, Творца вселенной. Недаром поется: "Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите".

Нецерковные люди не понимают, что такое икона, святые мощи, зачем мы прикладываемся к ним, оттого и брезгуют. Одна женщина - микробиолог Ника Ивановна Стрельцова - поначалу тоже была невоцерковленной. Приехала в монастырь, набрала святой воды и про нее забыла. Вспомнила, когда прошло уже больше года. Как микробиологу ей было интересно узнать, что стало с водой. Стала она ее под микроскопом изучать и увидела, что в воде совсем нет микробов, вода стерильная, живая - по структуре своей похожа на ДНК здорового человека. Оказалась у нее под руками и наговоренная вода, ее она тоже посмотрела под микроскопом и увидела, что структура воды нарушена, наподобие ДНК смертельно больного человека. Не случайно, видно, в сказках говорят о живой и мертвой воде.

После этого случая пришла она в храм, смотрит: все прикладываются к иконе. Подошла поближе и увидела, что икона вся зацелована, а тут еще старичок подошел, долго перед иконой стоял, после него на стекле большое пятно осталось. Женщина взяла ватку и незаметно стерла это пятно. Пришла в лабораторию и ватку под микроскоп, подумала: "Вот сейчас увижу колонии микробов". Но под микроскопом ватка оказалась стерильной, абсолютно чистой. Стрельцова глазам своим не поверила, но это было так. Потом она взяла другую ватку и протерла картину, которая висела у нее в лаборатории. Посмотрела в микроскоп, а там микробы кишмя кишат. Так она опытно поняла, что в церкви все нечистое Святым Духом попаляется. Дух Святой животворит и все приводит в порядок, в гармонию.

Потому человек, когда принимает крещение, очищается в таинстве исповеди и освящается через причастие, обретает гармонию в душе, все в его жизни становится на свои места. Когда же человек не кается, не причащается, грех разрушает в нем внутреннюю духовную структуру; идет разрушение души и тела. Точно также происходит и в государстве: когда в государстве народ кается, старается соблюдать законы, вся жизнь нормализуется и народ оживает. Если же не кается, государство рушится, умирает...

Источник>>>

Храни Вас Господь!
Екатерина, благодарю Вас за ответ! Он очень подробный и практически исчерпывающий мою тему. Задавая этот вопрос, я понимаю, что дело в моем внутреннем состоянии. Что же касается Церкви, то я уже не новичок, много знаю о нашей вере, о Таинствах и читаю Святых Отцов. Я надеюсь, что кто-то поможет мне найти связь между моей проблемой и конкретными страстями или грехами, чтобы мне принести плоды покаяния и изнутри очиститься от этих мутных мыслей и чувств. Я думаю, что главное - это мое общее неприятие людей, которое фоном звучит в моей жизни. Каким-то образом, это все переносится на пищу, и все что связано с принятие внутрь чего бы-то ни было съестного. Потому что я абсолютно не брезгую приложиться к иконам и другим святыням. Это я воспринимаю как что-то более внешнее, не связанное с близким непосредственным контактом с другими людьми. Но при этом меня просто "убивает" необходимость вкушать с одной ложки с кем бы-то ни было (все-таки это чужие организмы, это тела чужих мне людей, в моем восприятии)...
 
Юлия, судя по всему, вы хотите, чтобы мы сумели найти корни этого явления, в том числе и духовные корни. Вполне может быть что причина этого и психологическая и духовная.
И обе эти причины требуют рассмотрения. Хорошо бы, чтобы вы ответили для себя на вопрос: что стоит за брезгливостью? Что вас "убивает"? Связано ли это со страхом заражения, или это что-то другое? Где еще проявляются подобные состояния? И когда вы стали замечать это за собой? Сформировались ли они под действием каких-либо обстоятельств, или это врожденная личностная особенность? Какова динамика этого процесса (т.е. как эта особенность в вас проявляется с течением времени, в какую сторону происходит изменение?). Вы пишите, что в детстве не были столь брезгливы. Важно вспомнить, с чего начались изменения.
Понаблюдайте за своими мыслями и фантазиями, которые возникают в связи с этим.
Теперь о духовной стороне вопроса....
Предполагаю что вы знакомы со святоотеческим взглядом на то, что есть духовная брань. Видимо, вам также известно, что такое помыслы. И каким образом осуществляется борьба с помыслами.
В вашем случае, вы могли бы обозначить это как помыслы страхования (может быть вы назовете это иначе, я не знаю).
В таком случае следует задать себе вопросы: почему мне Господь это попускает? Какой в этом для меня духовный урок? Что я должна делать, чтобы окрепнуть духовно и иметь в себе силы для противостояния помыслам?
Вопросов может быть много. К примеру: а в чем, собственно говоря, моя вера во Христа? Боюсь ли я смерти? Умею ли я любить кого либо кроме себя?....
Наверное, следует найти внутреннюю связь своего состояния с основным нашим грехом - гордыней. Это не всегда очевидно, но эта связь обязательно есть. Поскольку гордыня является корнем всех наших проблем, следует искать в себе все проявления гордыни и исповедовать.
Как пишут святые, мы все заражены гордыней и настолько заражены, что просто не замечаем ее. Она может проявляться опосредовано, в том числе через душевные и телесные нестроения. И Господь попускает нам это для нашего трезвения, чтобы скорбями и болезнями развернуть нашу душу к покаянию и тем самым исцелить ее.
И еще важный вопрос: какую новую возможность заключает в себе это состояние в плане моего личностного и духовного развития?
 

Юлия Володина

Пользователь
Юлия, судя по всему, вы хотите, чтобы мы сумели найти корни этого явления, в том числе и духовные корни. Вполне может быть что причина этого и психологическая и духовная.
И обе эти причины требуют рассмотрения. Хорошо бы, чтобы вы ответили для себя на вопрос: что стоит за брезгливостью? Что вас "убивает"? Связано ли это со страхом заражения, или это что-то другое? Где еще проявляются подобные состояния? И когда вы стали замечать это за собой? Сформировались ли они под действием каких-либо обстоятельств, или это врожденная личностная особенность? Какова динамика этого процесса (т.е. как эта особенность в вас проявляется с течением времени, в какую сторону происходит изменение?). Вы пишите, что в детстве не были столь брезгливы. Важно вспомнить, с чего начались изменения.
Понаблюдайте за своими мыслями и фантазиями, которые возникают в связи с этим.
Теперь о духовной стороне вопроса....
Предполагаю что вы знакомы со святоотеческим взглядом на то, что есть духовная брань. Видимо, вам также известно, что такое помыслы. И каким образом осуществляется борьба с помыслами.
В вашем случае, вы могли бы обозначить это как помыслы страхования (может быть вы назовете это иначе, я не знаю).
В таком случае следует задать себе вопросы: почему мне Господь это попускает? Какой в этом для меня духовный урок? Что я должна делать, чтобы окрепнуть духовно и иметь в себе силы для противостояния помыслам?
Вопросов может быть много. К примеру: а в чем, собственно говоря, моя вера во Христа? Боюсь ли я смерти? Умею ли я любить кого либо кроме себя?....
Наверное, следует найти внутреннюю связь своего состояния с основным нашим грехом - гордыней. Это не всегда очевидно, но эта связь обязательно есть. Поскольку гордыня является корнем всех наших проблем, следует искать в себе все проявления гордыни и исповедовать.
Как пишут святые, мы все заражены гордыней и настолько заражены, что просто не замечаем ее. Она может проявляться опосредовано, в том числе через душевные и телесные нестроения. И Господь попускает нам это для нашего трезвения, чтобы скорбями и болезнями развернуть нашу душу к покаянию и тем самым исцелить ее.
И еще важный вопрос: какую новую возможность заключает в себе это состояние в плане моего личностного и духовного развития?
Я не чувствую единства с другими людьми. Когда-то очень глубоко в моем сердце я их отвергла в ответ на то, что они отвергли меня. Теперь, садясь за стол с кем-то вместе, я чувствую напряжение. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда еду подавали в общей тарелке и каждый накладывал себе из нее либо ставили соус в одном блюдце, чтобы все совместно обмакивали в него свои куски пищи. Также я бывала в сильном смущении, когда кто-то своей вилкой хватал пищу из моей тарелки без предупреждения. И порой я вынуждена была отказаться от возможности попробовать что-то, хотя была достаточно голодна. В таких случаях мне было слишком неприятно! И это происходит не только в обществе чужих посторонних людей. Находясь в гостях у родителей, там где я выросла и прожила до 25 лет, я тоже мучаюсь от чувства брезгливости. Будь моя воля, я бы даже не прикасалась бы там ни к чему, а есть мне там совсем не хочется, и я перемываю посуду всегда перед тем, как есть и пить. Кроме того, я очень часто мою руки, по несколько раз с мылом во время приготовления пищи на своей собственной кухне, не говоря уже о других местах, в том числе и на работе. Это похоже, по-моему, на защитную реакцию, на способ отгородиться от окружающего мира. Я понимаю, что в основе лежит моя обида, и знаю также, что причина в самолюбии, скорее всего. Да, я склонна жалеть себя, у меня слишком щепетильное отношение ко своему здоровью, я буквально трясусь над своим душевным состоянием, потому что чувствую себя в этом мире неуверенно и боюсь заболеть всем чем угодно, особенно, неврозом, так как обо мне некому позаботиться. Конечно, есть в этом и маловерие, и малодушие. И все это грехи. Я исповедовалась в этом неоднократно, и каюсь, как получается. Но ГЛАВНОЕ: для чего именно брезгливость? зачем отвращение? и как преодолеть? Я не настолько боюсь смерти, насколько боюсь своей уязвимости в этой жизни, боюсь боли и страданий, боюсь беспомощности и зависимости, боюсь, что не выдержу испытания тяжелой болезнью и потеряю веру. И существует убеждение, что никому из людей я не нужна и никто из них мне не поможет в сложной ситуации. Как за соломинку, держусь за веру в Бога, надеюсь на Него и доверяю Ему себя иногда. Редко. В эти мгновения я превосхожу сама себя, и ничто из выше перечисленного меня не волнует. Тогда я только и могу приступить к Таинству Евхаристии. Жаль, что нечасто. Жаль, что от меня это как будто бы не зависит. Хотелось бы лично возобладать над этими процессами. Пока смиряюсь. Раз так - то так.
 

Юлия Володина

Пользователь
Я не чувствую единства с другими людьми. Когда-то очень глубоко в моем сердце я их отвергла в ответ на то, что они отвергли меня. Теперь, садясь за стол с кем-то вместе, я чувствую напряжение. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда еду подавали в общей тарелке и каждый накладывал себе из нее либо ставили соус в одном блюдце, чтобы все совместно обмакивали в него свои куски пищи. Также я бывала в сильном смущении, когда кто-то своей вилкой хватал пищу из моей тарелки без предупреждения. И порой я вынуждена была отказаться от возможности попробовать что-то, хотя была достаточно голодна. В таких случаях мне было слишком неприятно! И это происходит не только в обществе чужих посторонних людей. Находясь в гостях у родителей, там где я выросла и прожила до 25 лет, я тоже мучаюсь от чувства брезгливости. Будь моя воля, я бы даже не прикасалась бы там ни к чему, а есть мне там совсем не хочется, и я перемываю посуду всегда перед тем, как есть и пить. Кроме того, я очень часто мою руки, по несколько раз с мылом во время приготовления пищи на своей собственной кухне, не говоря уже о других местах, в том числе и на работе. Это похоже, по-моему, на защитную реакцию, на способ отгородиться от окружающего мира. Я понимаю, что в основе лежит моя обида, и знаю также, что причина в самолюбии, скорее всего. Да, я склонна жалеть себя, у меня слишком щепетильное отношение ко своему здоровью, я буквально трясусь над своим душевным состоянием, потому что чувствую себя в этом мире неуверенно и боюсь заболеть всем чем угодно, особенно, неврозом, так как обо мне некому позаботиться. Конечно, есть в этом и маловерие, и малодушие. И все это грехи. Я исповедовалась в этом неоднократно, и каюсь, как получается. Но ГЛАВНОЕ: для чего именно брезгливость? зачем отвращение? и как преодолеть? Я не настолько боюсь смерти, насколько боюсь своей уязвимости в этой жизни, боюсь боли и страданий, боюсь беспомощности и зависимости, боюсь, что не выдержу испытания тяжелой болезнью и потеряю веру. И существует убеждение, что никому из людей я не нужна и никто из них мне не поможет в сложной ситуации. Как за соломинку, держусь за веру в Бога, надеюсь на Него и доверяю Ему себя иногда. Редко. В эти мгновения я превосхожу сама себя, и ничто из выше перечисленного меня не волнует. Тогда я только и могу приступить к Таинству Евхаристии. Жаль, что нечасто. Жаль, что от меня это как будто бы не зависит. Хотелось бы лично возобладать над этими процессами. Пока смиряюсь. Раз так - то так.
То есть, резюме: я стремлюсь соединиться с Богом и вижу в Нем одном мое спасение, но людей я при этом опасаюсь, поскольку в моем представлении они могут служить источником зла и вреда. И в этом существует важное противоречие. Господь меня, по милости Своей, конечно, и такой принимает. Однако, возможно, пришло время мне освободиться от некоторых стереотипов. Но как?
 
Действительно нам больно, когда нас отвергают. И чтобы избежать повторения этой боли человек закрывается от глубокого и близкого общения с людьми. Это "решение" возникает на бессознательном уровне. Это может быть связано не только с обидой. Тут может быть "клубок" чувств, в котором будет и вина, и подавленный гнев, и жалость к себе, и претензии к Богу, и обвинение родителей....
Чтобы с этим клубком разобраться требуется время. И все это происходит медленно и постепенно в процессе психотерапии.
Вы написали вначале, что человек - это единство духа, души и тела. И вот чтобы приступить к "освобождению от стереотипов", которые возникли в нашем сознании, мы привлекаем к участию в этом процессе все три уровня бытия человека. По крайней мере, православная психология, в отличие от других психотерапевтических направлений использует, если так можно выразиться, "духовный ресурс" человека. Все эти уровни имеют определенную иерархию. И если изменения происходят на самом высшем уровне (духовном), то они автоматически влекут за собой изменения на уровне душевном и телесном.
Вы пишите, что опасаетесь людей, что они могут служить источником зла и вреда. Да, это так. Никто с этим не поспорит. Но, одновременно люди являются источником добра и любви. И с этим тоже не поспоришь. Но это знание каким-то образом блокировалось в вашем сознании, создав ограничения в жизни.
Опираясь на духовный ресурс, мы начинаем постепенно освобождаться от ограничивающих нас установок.
В одной из своих статей я писала, что в процессе психотерапии обязательно обращается внимание на выстраивание христианского мировоззрения.
Это основополагающая задача, над которой нам следует трудиться, возможно, всю жизнь.
Мы не можем считать себя христианами, не понимая суть "Заповедей блаженств".
Христос нас призывает любить врагов. Что это означает? Почему нам это заповедано? И каким образом мы должны к этому подойти? Вот вопросы, на которые следует искать ответы, если мы считаем себя христианами.
Вы пишите: "боюсь боли и страданий, боюсь беспомощности и зависимости, боюсь, что не выдержу испытания тяжелой болезнью и потеряю веру". О чем это? Как это связано с христианством, с подвигом веры, с принятием своего креста, со смирением и терпением?
Часто при работе с невротическими нарушениями мы касаемся вопроса: для чего Господь попустил человеку именно это его "страдание"? Каков смысл происходящего с ним? Ведь в любой ситуации, которая с нами возникает, существует и призыв Господа к нашему верному "отзыву" на эту ситуацию. И этот наш "отзыв" всегда поступок, действие.... Мы не можем стать христианами избегая тех жизненных задач, которые ставит перед нами Господь. Мы не можем быть христианами, если мы не ищем смысла в наших скорбях и страданиях. В противном случае все наши страдания превращаются в невротическую мучительную беготню по кругу, не дающую никакого выхода и тем более освобождения. Мы не можем считать себя христианами, если больше всего опасаемся за свое эго (самолюбие). То, что я написала выше - это не просто слова. Это применимо к нашей жизни, к каждому нашему прожитому дню. И именно постепенно возникающие наши личные отношения со Христом позволяют нам в какой-то момент вырываться из нашего невротического состояния. Да, сначала это происходит редко. И нам трудно уловить моменты выхода из этих состояний. Бывает сложно понять, с чем это связано. Как и то, почему вдруг все вернулось обратно. А откаты назад будут обязательно. И в этом тоже есть определенный смысл. Главное тут то, что нам следует останавливаться. Господь всегда дает передышку собраться с силами. Не следует забывать, что хотя бы раз уже получилось - значит, получится еще. И через какое-то время придет освобождение.
При определенной работе над собой, мы обязательно сможем освободиться от грубых невротических проявлений. Но это еще не предел для человека. То, что принято считать нормой - всего лишь условная норма, позволяющая человеку каким-то образом держаться на плаву.
Норма для человека - это исцеление от своих страстей, обожение.... И к этому нас призывает Христос, и поэтому он не отступает от нас, призывая нас ко все более глубокому пониманию христианства, смысла своей жизни и способов осуществления этого смысла в каждом конкретном случае для каждого человека.
Это несколько слов о духовном уровне.
Понятно, что тут можно говорить очень много и о молитве, и о покаянии, и о гордыне, и о смирении... Но все это должно быть конкретно в аспекте именно вашей личности, ваших условий жизни, вашего прошлого и настоящего.
Изменение мировоззрения и укрепление в нем нашего сознания процесс не быстрый. Психика наша очень инертна. И на психическом уровне будет возникать большое сопротивление этому процессу.
На практике, отделить уровень духовный от душевного довольно сложно. Они зависят один от другого, проникают один в другой....
На телесном уровне, следует себя просто переучивать. Начинать поступать так, как не поступала. Делать поступки, которые не делала. Начинать надо с малого, простого. Потом делать более сложные вещи. Этот подход в психотерапии называется "поведенческий". Просто занимаемся свой "дрессировкой". В отличие от дрессировке собак, здесь включается и наше сознание и наш дух, где мы все время ищем ресурсы для поддержания себя. Надо помнить, чтобы освободиться от страха - необходима решимость пройти сквозь ситуацию, которая вызывает страх. И во многих случаях это решимость сродни решимости пойти добровольно на свою "маленькую Голгофу", понимая что именно после Голгофы и будет воскресение....
Другого пути нет. Все остальное может дать только временное облегчение и иллюзию освобождения.
 

Юлия Володина

Пользователь
Действительно нам больно, когда нас отвергают. И чтобы избежать повторения этой боли человек закрывается от глубокого и близкого общения с людьми. Это "решение" возникает на бессознательном уровне. Это может быть связано не только с обидой. Тут может быть "клубок" чувств, в котором будет и вина, и подавленный гнев, и жалость к себе, и претензии к Богу, и обвинение родителей....
Чтобы с этим клубком разобраться требуется время. И все это происходит медленно и постепенно в процессе психотерапии.
Вы написали вначале, что человек - это единство духа, души и тела. И вот чтобы приступить к "освобождению от стереотипов", которые возникли в нашем сознании, мы привлекаем к участию в этом процессе все три уровня бытия человека. По крайней мере, православная психология, в отличие от других психотерапевтических направлений использует, если так можно выразиться, "духовный ресурс" человека. Все эти уровни имеют определенную иерархию. И если изменения происходят на самом высшем уровне (духовном), то они автоматически влекут за собой изменения на уровне душевном и телесном.
Вы пишите, что опасаетесь людей, что они могут служить источником зла и вреда. Да, это так. Никто с этим не поспорит. Но, одновременно люди являются источником добра и любви. И с этим тоже не поспоришь. Но это знание каким-то образом блокировалось в вашем сознании, создав ограничения в жизни.
Опираясь на духовный ресурс, мы начинаем постепенно освобождаться от ограничивающих нас установок.
В одной из своих статей я писала, что в процессе психотерапии обязательно обращается внимание на выстраивание христианского мировоззрения.
Это основополагающая задача, над которой нам следует трудиться, возможно, всю жизнь.
Мы не можем считать себя христианами, не понимая суть "Заповедей блаженств".
Христос нас призывает любить врагов. Что это означает? Почему нам это заповедано? И каким образом мы должны к этому подойти? Вот вопросы, на которые следует искать ответы, если мы считаем себя христианами.
Вы пишите: "боюсь боли и страданий, боюсь беспомощности и зависимости, боюсь, что не выдержу испытания тяжелой болезнью и потеряю веру". О чем это? Как это связано с христианством, с подвигом веры, с принятием своего креста, со смирением и терпением?
Часто при работе с невротическими нарушениями мы касаемся вопроса: для чего Господь попустил человеку именно это его "страдание"? Каков смысл происходящего с ним? Ведь в любой ситуации, которая с нами возникает, существует и призыв Господа к нашему верному "отзыву" на эту ситуацию. И этот наш "отзыв" всегда поступок, действие.... Мы не можем стать христианами избегая тех жизненных задач, которые ставит перед нами Господь. Мы не можем быть христианами, если мы не ищем смысла в наших скорбях и страданиях. В противном случае все наши страдания превращаются в невротическую мучительную беготню по кругу, не дающую никакого выхода и тем более освобождения. Мы не можем считать себя христианами, если больше всего опасаемся за свое эго (самолюбие). То, что я написала выше - это не просто слова. Это применимо к нашей жизни, к каждому нашему прожитому дню. И именно постепенно возникающие наши личные отношения со Христом позволяют нам в какой-то момент вырываться из нашего невротического состояния. Да, сначала это происходит редко. И нам трудно уловить моменты выхода из этих состояний. Бывает сложно понять, с чем это связано. Как и то, почему вдруг все вернулось обратно. А откаты назад будут обязательно. И в этом тоже есть определенный смысл. Главное тут то, что нам следует останавливаться. Господь всегда дает передышку собраться с силами. Не следует забывать, что хотя бы раз уже получилось - значит, получится еще. И через какое-то время придет освобождение.
При определенной работе над собой, мы обязательно сможем освободиться от грубых невротических проявлений. Но это еще не предел для человека. То, что принято считать нормой - всего лишь условная норма, позволяющая человеку каким-то образом держаться на плаву.
Норма для человека - это исцеление от своих страстей, обожение.... И к этому нас призывает Христос, и поэтому он не отступает от нас, призывая нас ко все более глубокому пониманию христианства, смысла своей жизни и способов осуществления этого смысла в каждом конкретном случае для каждого человека.
Это несколько слов о духовном уровне.
Понятно, что тут можно говорить очень много и о молитве, и о покаянии, и о гордыне, и о смирении... Но все это должно быть конкретно в аспекте именно вашей личности, ваших условий жизни, вашего прошлого и настоящего.
Изменение мировоззрения и укрепление в нем нашего сознания процесс не быстрый. Психика наша очень инертна. И на психическом уровне будет возникать большое сопротивление этому процессу.
На практике, отделить уровень духовный от душевного довольно сложно. Они зависят один от другого, проникают один в другой....
На телесном уровне, следует себя просто переучивать. Начинать поступать так, как не поступала. Делать поступки, которые не делала. Начинать надо с малого, простого. Потом делать более сложные вещи. Этот подход в психотерапии называется "поведенческий". Просто занимаемся свой "дрессировкой". В отличие от дрессировке собак, здесь включается и наше сознание и наш дух, где мы все время ищем ресурсы для поддержания себя. Надо помнить, чтобы освободиться от страха - необходима решимость пройти сквозь ситуацию, которая вызывает страх. И во многих случаях это решимость сродни решимости пойти добровольно на свою "маленькую Голгофу", понимая что именно после Голгофы и будет воскресение....
Другого пути нет. Все остальное может дать только временное облегчение и иллюзию освобождения.
Спасибо за подробные разъяснения. Делаю пока такие выводы для себя. Во-первых, прошу помощи у Бога, проходя через ситуацию отвержения снова и снова (это как раз и происходит со мной сейчас). Во-вторых, раз глубинные изменения происходят только в духовной сфере, то учусь молиться. В-третьих, смею надеяться, что личные отношения со Христом у меня уже начали складываться, потому что бывают же эти моменты-проблески, когда мне удается превзойти саму себя! И выход именно в этих отношениях, а зацикливаться в себе и ломать голову над тем, что, возможно, до времени сокрыто от меня - смысла нет.:rolleyes:;)
 

Харита

Пользователь
Раньше у меня возникал вопрос:как, так-все из одной ложечки,да ещё батюшка "облизывает"(Господи,помилуй!).Исчезло со временем.Книгу прот.Вячеслава Тулупова изучила:"Чудо причащения",больше таких мыслей нет.
 
Харита, попробуйте ответить себе на вопрос: а что собственно говоря поменялось у вас после прочтения книги? Что изменилось в вашем сознании?
Что помогло переменить ваше отношение отношение к брезгливости?
Это ведь самое важное. Если мы сформулировали верно свой опыт в словах, значит у нас будет возможность в дальнейшем к нему возвращаться.... В трудных ситуациях обращаться к нему и воспроизводить... Такое отношение к своему опыту позволит реже "наступать на одни и те же грабли". И в своем внутреннем развитии мы ощутим живое движение.

Хотелось бы, чтобы вы поделились с нами именно этим опытом.
 

Харита

Пользователь
Марина,почему-то ответила по почте.Попробую снова:очень всё непросто описать,это очень личное.Чувства хорошие-благодарность,вера,надежда,добро.Хочется после Причастия быть одной,читаю(чаще псалмы).Вот как не рассеяться,и подольше сохранить в себе это?
 

Вложения

  • i5WZ1RYDA.jpg
    i5WZ1RYDA.jpg
    6,2 KB · Просмотры: 505
Я наверное не об этом спрашивала, а о том, почему после прочтения книги вы избавились от брезгливости. Но вы ответили.... Вы получили свой личный опыт причащения....
Теперь задает вопрос как сохранить, как не рассеяться....
Об этом ведь тоже много сказано в святоотеческих текстах. Нам только надо поверить их опыту, уходить от своего маловерия и начать делать то, о чем там сказано. Ведь то, что написано - это написано для нас.
 

Юлия Володина

Пользователь
Раньше у меня возникал вопрос:как, так-все из одной ложечки,да ещё батюшка "облизывает"(Господи,помилуй!).Исчезло со временем.Книгу прот.Вячеслава Тулупова изучила:"Чудо причащения",больше таких мыслей нет.
Я теперь думаю так: любое чувство можно принимать, как свое, или не принимать. Об этом можно помолиться и попросить Бога. Например, не так важно, какое именно чувство, а что (или кто?) за ним стоит. То есть в данном случае, чувство брезгливости мешает мне часто приступать к Таинству Евхаристии. Я рассматриваю это как препятствие, ограничивающее мою свободу. Мне бы не хотелось зависеть от какого-то чувства в принятии решения о необходимости подойти в Причастию. В отношении необходимости причащаться Господь Иисус Христос дал нам конкретную заповедь. Значит, это чувство не от Бога и оно мне не нужно. Поэтому верю, что Господь меня от Него избавит, если есть на то Его Святая воля и польза мне, моей душе. А пока остается смиряться.
 
Я рассматриваю это как препятствие, ограничивающее мою свободу. Мне бы не хотелось зависеть от какого-то чувства в принятии решения о необходимости подойти в Причастию.
То, о чем вы написали - это важно. Поскольку решительные поступки мы совершаем тогда, когда есть сильная мотивация преодолеть страх, тревогу, опасения за жизнь и здоровье, мы должны знать, что внутри нас побуждает к этому.
Желание обрести свободу в своих действиях и поступках может и может явиться тем внутренним мотивирующим фактором, который заставляет нас преодолевать препятствия и идти по пути своего личностного и духовного развития.
Христианство - это и есть путь к свободе (помните слова апостола: к свободе призваны вы, братья), в освобождении всего ненужного и ограничивающего нас от решения той задачи, которая поставлена перед каждым из нас Богом. Это задача: наше осуществление по замыслу Божиему о нас.
При этом важно различать понятия "свободы" и "своеволия".
Первое связано с тем, что истинная свобода человека осуществима во Христе.(И снова напомню слова апостола: познайте Истину и Истина сделает вас свободными). А второе понятие - удовлетворение потребностей нашего эго, которые связаны с самоутверждением, с гордыней.... Это некий суррогат свободы, бесовские уловки....
 
Последнее редактирование:

Юлия Володина

Пользователь
При этом важно различать понятия "свободы" и "своеволия".
Первое связано с тем, что истинная свобода человека осуществима во Христе.(И снова напомню слова апостола: познайте Истину и Истина сделает вас свободными). А второе понятие - удовлетворение потребностей нашего эго, которые связаны с самоутверждением, с гордыней.... Это некий суррогат свободы, бесовские уловки....
Если бы только мы могли всегда сами видеть истинные мотивы нашего поведения:)
 
Для того чтобы научиться понимать свои внутренние мотивы необходимо заниматься самопознанием. Работая с людьми мы обсуждаем возможности и формы ведения дневника. Для такой работы тоже должна быть сформирована внутренняя мотивация. Не каждый человек способен к этой работе. Но эти навыки развиваются.
Некоторые святые нам оставили свое наследие в виде духовных дневников. Известный пример этому - о. Иоанн Кронштадтский.
А Святые отцы говорят об опыте христианского самовоззрения, о трезвенном и внимательном исследовании своего "внутреннего человека".
Познание самого себя они называли "наукой из наук".
Слепыми к самому себе нас делают страсти, различного рода пристрастия, зависимости....
 

Юлия Володина

Пользователь
А Святые отцы говорят об опыте христианского самовоззрения, о трезвенном и внимательном исследовании своего "внутреннего человека".
Познание самого себя они называли "наукой из наук".
Слепыми к самому себе нас делают страсти, различного рода пристрастия, зависимости....
Раньше, когда я увлекалась психологией и не вела церковную жизнь, мне казалось, что у меня идет такой бурный процесс познания себя и саморазвития, что я не успевала перевести дух, как передо мной вставали все новые и новые "горизонты" для совершенствования моей личности...А теперь, пройдя некоторый путь в Церкви и познав в какой-то мере свою нищету духовную, ничего больше в себе такого не вижу, и нет никаких больше идей, чтобы еще такого в себе поменять. Ясно вижу только грехи и действие страстей во мне, что не представляется мне чем-то уникальным, поскольку то же самое наблюдаю и в других людях. Черты же моей подлинной личности в моем поле зрения отсутствуют. Теперь я как "ежик в тумане". Что же это происходит: я уже не понимаю, что такое "познать себя"? То есть, где же моя уникальная настоящая личность, в чем она заключается? Как же определить свою индивидуальность? Или еще рано, еще не пришло время?
 
Мне представляется, что познать себя - это и есть познать свою природу зараженную грехом. Не испугаться, не впасть в уныние.... Да, возможно, ужаснуться сначала. Но не отчаиваться.
И если мы не прячемся от себя, то это уже познание. А истинное глубинное Я оно будет постепенно пробиваться, как луч солнца начинает пробиваться через тучи.
И согласитесь, всегда в памяти есть что-то, что мы знаем о себе. Что-то такое, когда мы могли бы сказать: вот тогда я была настоящая. Пусть это какие-то редкие моменты. Но мы отличаем их потому что знаем, что-то особенное присутствовало тогда во мне. Наверное, это можно назвать полнотой жизни. Это особое состояние внутренней целостности.
Вот если есть в памяти такие моменты о себе, то тогда у нас есть некий критерий, ориентир, по которому мы можем измерить, насколько от самой себя я отклонилась. И следующий вопрос, который мо можем себе поставить: что явилось причиной этому?
А еще я думаю, мы не сможем никогда описать словами свою личность, свою уникальность. Мы можем только это ощущать каким-то своим внутренним знанием. И еще надо знать и такую вещь о себе: личность понятие динамическое. Да, какая-то внутренняя структура наша остается неизменной, но изменения в целом происходят в нас постоянно.
Человек, созданный по Образу и Подобию призван все время развиваться и двигаться в направлении осуществления в себе этого Образа. Всегда в нас есть потенциал, который требует своего осуществления.
И чем мы внимательнее наблюдаем себя, тем легче улавливать изменения в себе. Пусть даже незначительные. Но они есть. И эти изменения происходят не из нашего желания что-то в себе поменять, не из каких-то идей о себе.... Нет, они нам даются как дар Божий в ответ на честное исповедывание своих страстей и грехов. Сейчас я даже не о церковной исповеди говорю, а о внутреннем диалоге с собой, с Богом....
 

Юлия Володина

Пользователь
А еще я думаю, мы не сможем никогда описать словами свою личность, свою уникальность. Мы можем только это ощущать каким-то своим внутренним знанием. И еще надо знать и такую вещь о себе: личность понятие динамическое.
Да, действительно, я тоже так думаю! И меня удивляет, что раньше я этого не понимала. Я возомнила или вообразила себе, что смогу нарисовать себе свой "портрет" и "повесить его на стену", а рядом "повесить" и "портреты" других, причем в строго определенном порядке... Какая глупость! Слава Богу, что мне все же встретился человек, от которого я много пострадала (мой "черный человек"), но и именно он открыл мне эту истину. Ведь от этого изменилось мое воззрение сначала на саму себя, а потом и на других людей. И я научилась искренне по-настоящему общаться с другими людьми. Мне всегда этого хотелось, но как-то не получалось. Наверное, потому что я видела и себя и их "закрытыми системами", пыталась в своем уме создать некий "механизм", где каждый "винтик-болтик" должен быть на своем месте. Но мы же все живые и все непостижимы, мы есть и будем сами для себя и друг для друга тайна и загадка: я чувствую это сердцем, и это - хорошо! А то, что вдруг открывается - это как яркая вспышка света, и если это не грех и не страсть - то столько радости в душе! И Это - встреча человека с человеком, и она состоялась. :oops: :rolleyes:
 
Сверху