Array ( [en4_language] => ru_RU [en4_locale] => ru_RU [_gcl_au] => 1.1.301523477.1712060228 [_ga] => GA1.2.1819222375.1712060228 [_ym_uid] => 1712060229585997311 [_ym_d] => 1712060229 [_langs] => r [_gid] => GA1.2.451251020.1713563496 [_ym_isad] => 2 [rmcookie] => S:TD3CtkFtr0bi5gjitIHDz559SSKExL2pDck6_8WchWg5zOpijhpHri6INv1Ijkq4tdNwAWE9LOStsCjoyniRYzKwbl7ctjElQpIlmcPHvOrx3HLt1h82bEAQVLOE2XuziQGFJliOhubKC_3xmLUgu17ezizoUXKHVYRypexSO4TQxlCFQHO8Qa4YGRdf76Ma0xhCC3_d6Jrp7chKjuWn_guwhq3NxjRL0hLwvoLPPmo7Uxo9MeAqqkLpMBMSod825KeF2utpr0Abx48OHAhnA-UkO-_GTsC_THPeVCpKw1ufQmRygA1J5EgSgwdfRjLnV4RzM8B_IG4c4PQWRTOvJPgWzwa2B54PMJrVSxigoIcLbhBgYKzOc3abjhW_TiUNx7TBd0dZOKrw22QpYaliPK8FDdnyE2w_qxm5SVDpTjwl1nENVpvr3jo8GIpdbHFmBdFdutEYY7s1Teb7ccnQhYzmodPtw1YYmVpfgp_lqsbsDLohXE-qD4uZvNAhbH_g8kcKUrtnPB3eBh7WXZodacJAgdJGcJZCSMKw03C0GryZYUXuCI2UjIrRyESXsloRDZufW2CCStnu4_vOw7j-YcEfgB50MZiEkcL3-0VlCAWYafG3UOVpqhZ09E9Tg9pzTjbsIfXmYw== [otrid] => S:UIeg4HEHAYl1IMBRElpUX7ADvhcdDp9WUHleG7JXlwmUyWgHoGhFfH-SS6n6u2BMgZI-2heA9UPA1du_Y32s3W0Pf6hlkBkk7vxUXkFnQbdUENTcpX1WTscj5WRfhHt3V9MrpzSFssBiFbZCoi3SPozhDdapL2d2EDc8-T_K4fEiYb3FLn1MJALzZbAMLVkYfZ2_DYDAn-vEdD5mlY2OmM6wFFIJWCln05U= [ZNPHPSESSID] => 816bbd18a666810c683fbbe98ce48cb2 [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Христология

Литература по теме

Христоло́гия – раскрываемое Церковью учение о Богочеловеке Иисусе Христе, раздел догматического богословия.

Христология дает ответ на вопросы: Какова Личность (Лицо, Ипостась) Иисуса Христа? Каким образом в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая? В связи с этими вопросами христология логически разделяется на две части. Она включает учение о Ипостаси Бога-Слова, которое неразрывно связано с учением о Святой Троице, и учение о Боговоплощении.

На вопрос о Личности Иисуса Христа христология дает ответ: Личностью (Лицом, Ипостасью) Иисуса Христа является Вторая Ипостась (Лицо) Святой Троицы – Вечное Божественное Слово (Логос), именуемое Единородным Сыном Божьим. Божье Слово изволило воплотиться, то есть принять в Себя человеческую природу, став Богочеловеком Иисусом Христом.

На вопрос о соединении природ в Богочеловеке Иисусе Христе христология отвечает: в Богочеловеке Иисусе Христе нераздельно и неслиянно соединены две природы – природа совершенного Бога и природа совершенного человека, Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, соединенных в Его единой Божественной Ипостаси.

Какие еретические заблуждения относительно учения о Лице Господа Иисуса Христа имели наиболее широкое распространение и наиболоее сильное влияние на верующих?

Наиболее опасными (по внешней привлекательности и силе соблазна) христологическими ересями можно назвать докетизм, несторианство, монофизитство и монофелитство. При этом несторианство и монофизитство представляли собой две крайние позиции, два диаметрально противоположных стремления объяснить силами человеческой логики образ соединения во Христе Божественного и человеческого.

Докеты, признавая Божество Иисуса Христа, отвергали истинность Боговоплощения, полагая, что в действительности Сын Божий не вочеловечивался, а лишь призрачно принял на Себя личину человека: призрачно обитал среди учеников, призрачно ел, спал, страдал, умер, воскрес. Отрицая истинность Воплощения, они фактически отрицали и истинность Искупления человека через Крестные страдания и смерть Мессии.

Несторианство различало в Спасителе два Лица вместо одного — Лицо Сына Божия и Лицо Сына Марии, соединенные между Собой благодатной связью. При этом несториане видели в Искупителе и два естества: Божеское и человеческое. По строгому счёту они отличали Христа от ветхозаветных пророков не в принципе, а только в степени облагодатствования. Эта ересь осуждена на Третьем Вселенском Соборе.

Монофизитство силилось доказать нечто обратное. В рамках этого лжеучения Сын Божий и вместе Сын Человеческий признавался за одно Лицо. Но при этом категорически отрицалось двойство заключенных в Нём естеств: Божьего и человеческого. По мнению монофизитов, в результате Воплощения Сына два естества, соединившись в Его Божественном Лице, составили одну новую сущность. В результате выходило, что Сын Божий перестал быть единосущным Отцу и Святому Духу. Монофизитство получило достойный отпор на Четвертом Вселенском Соборе.

Попытка объединения Православных и монофизитов при помощи догматического компромисса привела к формированию нового учения, новой ереси — монофелитства. Взяв за основу Православное учение о соединении в одном Лице Иисуса Христа двух естеств и скрестив это учение с монофизитским, идеологи монофелитства объявили: во Христе — два естества, но одна смешанная воля, не Божественная и не человеческая, а совершенно иная, новая, но зато единая. Логическим заключением из этой ереси был вывод о том, что воля Отца и Сына и Святого Духа не едина, а значит Отец и Сын и Святой Дух — не аболютно единый Бог. Монофелиты были анафематствованы на Шестом Вселенском Соборе. (см. также: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka