«Православие – это исполнение евангельского богословия»

«Православие – это исполнение евангельского богословия»

Эти истории обращения в Православие опубликованы сайтом прихода великомученика Георгия Победоносца города Прескотт штата Аризона (Греческая православная архиепископия Америки).

Все началось с иконы в кальвинистской семинарии

История православного писателя Роберта Аракаки

Роберт Аракаки рос невоцерковленным. Он уверовал в Христа в средней школе, прочитав «Живую Библию»[1]. Стал членом Унионной церкви Калихи (Kalihi Union Church), которая является частью Объединенной церкви Христа (United Church of Christ; UCC)[2]. Но его очень тревожило либеральное богословие UCC, и Роберт захотел помочь этой церкви вернуться к библейским корням. Поэтому он поступил в Богословскую семинарию Гордона и Конуэлла, намереваясь стать преподавателем богословия в либеральной Объединенной церкви Христа. Однако благодаря неожиданным поворотам событий он стал православным христианином!

В первую неделю учебы, идя по коридору главного студенческого общежития, Роберт увидел на двери комнаты одного из студентов икону Христа. Подумал про себя: «Икона в кальвинистской семинарии?!» Так началась длинная череда неожиданных «встреч» с восточным Православием.

Роберта привлекали глубина и «мистичность» литургического служения, укорененные в историческом христианстве. Его путь к Православию начался, когда маленькие вопросы о протестантском богословии выросли в большие, а те привели к богословскому кризису. Он с болью осознавал, что большая часть того, что можно назвать евангелическим христианством, восходит к XIX веку. Это значит, что евангелическая традиция, как и либерализм, является современным новшеством.

Еще большее разочарование принесло изучение классического реформатского богословия, особенно двух столпов протестантизма – Мартина Лютера и Жана Кальвина. Оказалось, что два основополагающих принципа протестантизма – «sola fide» («только верой») и «sola scriptura» («только Писанием») – не имеют отношения к ранней Церкви и являются результатом толкования Библии определенным образом. Другими словами, протестантская Реформация является не возвратом к историческому христианству, а лишь поздним нововведением.

По мнению Роберта, приверженца евангелического учения особенно пугает в Православии понимание, что иметь истинную веру означает принадлежать Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Роберт был присоединен к Православной Церкви в Неделю торжества Православия 1999 года в греческом православном храме святых Константина и Елены в Гонолулу (Гавайские острова). «Я благодарен за все, что узнал из евангелического христианства, – говорит он. – Но христианство заключается в гораздо большем. Православие есть исполнение евангельского богословия и служения».

Христианство как форма терапии

История журналиста Альфреда Сюерса

Существует много определений журналиста. Одно из лучших звучит так: журналист – это тот, кто ставит общественное благо выше всего остального и применяет определенные методы, главный из которых заключается в сборе, оценке и добросовестной проверке подлинности информации. История обращения Альфреда Сюерса в Православие по всем параметрам удовлетворяет данному определению. На своем пути к единой истинной вере и Православной Церкви Альфред использовал все полученные им журналистские навыки.

История Альфреда началась, когда он работал в одной из главных газет Чикаго и освещал всевозможные трагические события, что побудило его начать молиться Богу следующим образом: «Как бы я мог служить?» Несмотря на свою успешную карьеру журналиста и религиозную веру (он был членом Сайентистской церкви), Альфред чувствовал духовную неудовлетворенность. Хотя его родители были очень заботливыми и добропорядочными людьми, унитарианское (т.е. с отсутствием догмата о Святой Троице. – Д.Л.) воспитание было лишено подлинно христианских ориентиров.

Когда Альфред учился в средней школе, его сестра заболела смертельной болезнью, что подвигло его на молитву и тайное чтение Библии. Протестантская вера его дедушки и бабушки, вместе с которыми он жил во время болезни сестры, поставила его на путь поиска более религиозных ориентиров. Тот путь привел Альфреда к успешной карьере, хотя он остался неудовлетворенным в духовной жизни.

Заняв весьма завидный пост в газете «The Christian Science Monitor», одном из влиятельнейших изданий страны, Альфред собирался соединить свою работу с верой. Однако несколько месяцев спустя после произошедших в газете потрясений ему пришлось из нее уйти и вернуться на свою должность в Чикаго. Авторитарная и секулярная сущность его церкви разочаровала Альфреда, искавшего более глубокой духовности. К этому добавилась и личная трагедия.

Долгожданная беременность жены Альфреда завершилась рождением мертвого ребенка. По понятной причине его супруга почти потеряла рассудок от горя, а Альфреду показалось, что он потерпел «кораблекрушение в вере». В конце концов они развелись: Альфред принял предложение отправиться учиться в Уэльс (Великобритания), жена не могла поехать с ним, так как занималась бизнесом своей матери, так что они расстались.

Спасающая благодать открылась Альфреду при изучении христианской культуры и монашества древней Ирландии, благодаря чему он все больше узнавал о православном христианстве. После посещения нескольких других храмов Альфред пришел в православный приход рядом с университетом. Он нашел прихожан «очень гостеприимными и явившими пример традиционной христианской жизни, в котором я так нуждался».

Посещение Божественной Литургии и других богослужений вкупе с его собственными чтением и исследованием помогли Альфреду обновить и переориентировать свою молитвенную жизнь: он чувствовал, что нашел раннюю христианскую Церковь. В душе Альфреда особенно отозвались слова митрополита Иерофея (Влахоса): «Христианство – это не религия, а форма терапии». Он познал всю истинность этих слов, когда попал в православный кафедральный собор в Чикаго и влюбился в иконографию и церковную музыку.

Позднее Альфред был крещен, миропомазан, а затем обвенчался в Православной Церкви. Под руководством любящего духовного отца и в теплых объятиях его церковной семьи Альфред имеет возможность трудиться над своим спасением с помощью благодати Божией.

Мой путь к Восточному Православию

История Николая Вентера из Йоханнесбурга

Я родился в одной известной протестантской саббатарианской («субботствующие христиане») секте. Мой дедушка был одним из самых передовых проповедников этой деноминации в ЮАР в начале XX века, а мой отец работал их пастором, церковным администратором, редактором и переводчиком в Кейптауне.

Я учился в церковных школах, и все мои друзья были членами той церкви. Мы жили в своем мирке, и нам говорили не общаться с людьми «из внешнего мира», потому что мы испортимся, отпадем от Иисуса и станем «потерянными».

В 1998 году в моей жизни появился интернет, радикально изменивший взгляд на мир. Наконец-то стали доступны библиотеки, документы, книги и идеи. Сначала мне стало страшно, когда я нашел сайты, посвященные разоблачению заблуждений нашей церкви. Я решил объективно разобраться: если окажется, что они неправы, то от этого ничего не теряю. Но вдруг они правы? Тогда я буду судим за то, что отказался отвергнуть заблуждение. Поэтому я стал изучать и читать, и постепенно мои взгляды на нашу церковь стали меняться.

Но я никогда не оставлял Христа. Святой Дух продолжал меня вести и открывать новые двери к истине. Будучи неудовлетворенным своей деноминацией, я стал внеконфессиональным христианином.

Став «христианином вне церкви» и оказавшись в «стихии» этого мира, я не знал, куда идти.

Первой мыслью было изучить и узнать, что представляла собой самая ранняя Церковь апостолов. До ухода из своей деноминации я бывал на Божественной Литургии Русской Православной Церкви: в то время прихожане собирались на дому. Это было благодаря «русскому духу» моей жены Серафимы, желавшей видеться с русскими людьми. Хотя и участвовал в их богослужениях, я не знал их вероучения, и, честно признаться, Православие тогда казалось мне слишком «католическим». Мое протестантское воспитание заставляло меня сильно бояться католицизма! Я все искал апостольскую Церковь, даже не догадываясь, что стою именно в ней!

Следующие 18 месяцев я посещал собрания «Домашней церкви» (христианское течение протестантского толка. – Д.Л.), но счел их слишком «харизматическими» для меня. Тем временем в Мидранде близ Йоханнесбурга был построен новый русский православный храм, и моя жена сказала, что хочет присоединиться к этому приходу. Так что с сентября 2003 года мы стали регулярно ездить туда на Божественную Литургию. Поскольку супруга имеет инвалидность, мне нужно было каждый раз возить ее на машине. У меня пока не было интереса к этой «католической» Церкви. Однажды на стоянке рядом с храмом я увидел на бампере одной машины наклейку с надписью: «Православие сегодня – такое же, как и в 33 году нашей эры!» Она привлекла мое внимание и заставила задуматься. Я задался вопросом: «Может ли быть так?»

Я впервые начал напряженно изучать Православие. Сначала у меня был только «Катехизис», и я стал методически исследовать основы православной веры. И так принял их все одну за другой, потому что они согласовывались с указанными рядом стихами из Библии; но продолжал верить в «sola scriptura». Я знал, что существуют иконы и молитвы святым, но старался пока о них не думать. Вместо этого сконцентрировался на православном богословии.

Все это было прекрасно, но в определенный момент я столкнулся со Священным Преданием – и застрял на этом. Не мог с ним примириться. Стал молиться о просвещении, но ответ все не приходил. Однажды, стоя на Литургии, окруженный церковным пением и молитвами, я посмотрел на иконы и спросил сам себя: «Это правда истинная Церковь Божия?» Тогда очень гордился своими «богословскими знаниями». Затем посмотрел вверх на свод под куполом храма, и вдруг голос в моей голове ответил: «Не думай, что знаешь всё, потому что ты не знаешь ничего!»

Меня это потрясло. Зная, Кто это был, я решился быть открытым и позволить Богу разговаривать со мной. С того момента моя жизнь изменилась. Хотя я все еще был скептиком, но разрешал Святому Духу направлять меня. Стал молиться еще усерднее. Начал замечать многое в Священном Писании и у святых отцов, что ранее обходил вниманием. И продолжал читать и изучать Православие.

Я также стал принимать во внимание гонения и мученичество. Если начнете читать свидетельства о страданиях миллионов мучеников и исповедников, пострадавших в СССР от коммунистов в XX веке, то зададите вопрос: «Почему?» Напрашивался единственный вывод: диавол ненавидел этих людей! А если сатана что-то ненавидит, следовательно, оно принадлежит Богу. Это умозаключение очень помогло мне в принятии решения.

Последним «препятствием» на моем пути была Богородица. Я мог признать учение о Божией Матери – это казалось разумным, но молиться Ей о заступничестве было для меня слишком тяжело – я пока воздерживался от этого.

В один прекрасный день голос сказал мне: «Просто попробуй. Просто сделай это – и посмотришь, что будет дальше». Я открыл свой джорданвилльский молитвослов и принялся читать молитвы. Для меня уже это было странным – молиться по книге. Но я обнаружил, что в этих молитвах есть сила. Они написаны благочестивыми мужами, и они – работают! Вопросы, которые до этого представляли проблему моей жизни, перестали быть таковыми. Мои привычки и вкусы в сфере музыки и развлечений изменились. Я стал «новым человеком». Я по-прежнему грешник, но осознаю свои слабости и возлагаю на Господа заботу о себе – и Он мне помогает.

Я также принял то, что именно Православная Церковь выстояла и «врата ада» не одолели ее, она вышла торжествующей спустя века. Будучи людьми, мы, включая и духовенство, всегда совершали и будем совершать ошибки. Церковь как Тело Христово неизменно стоит на прямом и узком пути, как заповедал Иисус.

Мне есть еще много чего рассказать, но боюсь, что получится целая книга. Мы с Серафимой были приняты в Православие через миропомазание на праздник Входа Господня в Иерусалим в 2004 году (точная дата: 04.04.04 – как после этого я могу ее забыть?). Мы обвенчались 13 февраля 2005 года, на следующий день после семилетия нашей совместной жизни. Наконец-то мы пришли домой.

Перевод с английского: Дмитрий Лапа

Источники: St. George Orthodox Church / Православие.ру


[1] «Живая Библия» – современное переложение, по сути пересказ, Библии на английский язык, сделанное в 1971 г. Кеннетом Тейлором на основе Американской стандартной версии Библии. – Здесь и далее примеч. перев.

[2] Религиозное объединение, созданное как союз конгрегационалистских (евангелистской и реформатской) церквей в 1957 г. – самая молодая из крупных протестантских церковных организаций Америки.

Комментировать