"При двуперстном сложении большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе; каждый палец символизирует одну из трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа; а их соединение едино Божество — Святую Троицу.
В двоеперстии два пальца являются символическим выражением догмата Халкидонского собора изображают две природы Иисуса Христа. Средний и указательный пальцы остаются выпрямленными и соединёнными между собой, при этом указательный совсем держится прямо, а средний слегка согнут по отношению к указательному, что символизирует две природы в Иисусе Христе — божественную и человеческую, причём согнутый средний палец указывает на умаление (кенозис) божественной природы во Христе."
В троеперстие символизация перст та же - три - Отец, Сын и Дух Святой, два - соединение природ в Христе. Только положение изменилось.
Так в чем суть?
4 Ответа
Двое-, трое-, пенто-, моноперстие - всё это не является догматическими определениями, вопросами веры, но вопрос благочестивой практики в разных социальных и исторических условиях.
В Древней Церкви крестились одним большим пальцем, направленным на себя, перекрещивая не тело до пояса, но только лицо. Было время того, что крестились пятью сложенными в щепоть пальцами.
Суть в том, чтоб креститься так, как принято на приходе.
Интересно, как принято креститься в соответствии с решением Вселенского Собора?
Мне тоже это интересно, друг мой… ))) Если найдёте это решение — непременно напишите… )))
Вы справедливо заметили, что догматический смысл троеперстия и современной интерпретации двоеперстия одинаков. Изменение формы перстосложения - вопрос очень непростой, связанный с целым рядом факторов. Судя по ряду источников, преобладающей формой перстосложения к концу XVI века на Руси было троеперстие, но с середины XVI и до середины XVII вв. церковной и государственной властью были предприняты серьезные усилия для установления двоеперстия, причем само догматическое понимание двоеперстия за это время существенно изменилось. Например, вот определение Стоглава о перстосложении:
«креститися и благословити: два дольныя, а третий верхний к дольнима перстома, тоже согбение персту толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения, а два верхние, сими же двема благословити в божество и в человечество; креститися подобает и благословити: персты три совокупити низу, а два верхние купно, – теми благословити и креститися в божество и в человечество».
Как видите, ни слова нет про Троицу; три малые пальца означают здесь воплощение Сына Божия: «преклонь небеса и сниде нашего ради спасения».
Если Вам этот вопрос интересен, рекомендую очень интересную брошюру проф. Н.И. Субботина. И вообще ознакомиться с разделом о расколе на сайте.
Но главная причина церковного решения о троеперстии, конечно,- это стремление к унификации богослужебной практики с греками.
Спасибо. Более ясный ответ.
С рекомендациями ознакомлюсь.
Здравствуйте!
Возможно, Вам еще поможет понимание изначальных причин реформ Никона.
Старообрядчество несет в себе много языческих подтекстов, которые появились из-за обширности народонаселения России и местных трактовках обрядов. Как известно, языческие взгляды самые фанатичные. Изучив обряды христианства и то, что сложилось на тот момент на Руси, Никон понял, что фактически происходит поклонение не Христу в вере, Истине по Духу Божиему, а обряду. Поэтому и привел все в изначальный вид. Спасение важнее обряда, но обряд показывает правилен ли выбранный путь.
Помощи Божией!
Далеко не всегда следует выполнять то, что принято на приходе. Нередки случаи, когда «традиция прихода» нарушает даже правила Вселенских Соборов…