Сегодня слушал аудиоверсию книги отца Александра Ельчанинова «Записи», где, в частности сообщалось, что всякое наслаждение, всякая сладость — это грех (сходную мысль встречал я и у Максима Исповедника, у которого человек, познавший любовь Бога, бежит от всякого удовольствия, которые плохи сами по себе). Обосновывалось это логикой, показавшейся мне, если говорить честно и прямо, откровенно дурацкой: момент наслаждения усиливает ощущение «личного самочувствия», отсюда разрыв со «всеобщей гармонией», отсюда самолюбие, ну а там уж грех и смерть. Но мне казалось, что есть как греховные удовольствия и наслаждения, так и безгрешные (выпить холодной воды в жаркий день, пообщаться с интересным человеком и прочее, прочесть хорошую книгу — уже удовольствие). Кто из нас прав? Потому что всё это смутило меня и я начинаю чувствовать себя виноватым, если чувствую удовольствие и радость от того или иного дела, от того или иного события, и более того — прямо желаю почувствовать удовольствие от их совершения и с тем же чувством удовольствия хочу совершать эти (негреховные) дела. При этом я совершенно не понимаю, к какому образу жизни зовут те, у кого греховным является всякое удовольствие, ведь способность ощущать удовольствие — нормальное человеческое свойство, в то время как неспособность его чувствовать — уже болезнь.

p.s.

Я бы мог понадеяться, что слова типа «наслаждение» понимаются здесь как-то иначе, чем это привычно всем нам (не столь редкое явление в православии), но примеры того же Максима (телесные удовольствия, например, для него нехороши настолько, что даже на Христе, по его мнению, не было первородного греха потому, что к Его появлению на свет не примешалось телесное удовольствие) показывают, что речь идёт об удовольствиях, которые являются абсолютно естественными для всякого человека.

Вопрос закрыт для новых ответов.