Здравствуйте.
Вопрос будет звучать о браке верующего с неверующим (или представителем другой религии) с верующим. Возникла не совсем однозначная ситуация. Некоторые священники в этом плане высказываются в более положительном ключе, например, протоиерей Андрей Ткачев говорит, что если в браке не возникает никаких разногласий по этому поводу (верующий муж или жена не препятствует соблюдению церковных правил неверующему мужу или жене), то этот брак вполне может существовать. Прот. Дмитрий Смирнов напротив же высказывается резко отрицательно в этом плане: верующий, вступающий в брак с неверующей, априори уже не является верующими и отлучается от причастия. Также на телеканале Союз утверждается, что согласно церковным законам такой брак не имеет право на существование, и верующий супруг, вступающий в брак с неверующим, не имеет права называться себя православным христианином. Профессор Алексей Осипов касательно данного вопроса высказывался неоднократно, утверждая, что церковь не может запретить вступать верующему человеку в брак с неверующим, но такой брак не будет полезен для верующего супруга. Некоторые цитируют ап. Павла "неверущий муж освящается верующей женой и наоборот", что, как мне известно, применимо только для тех супругов, которые обрели веру уже будучи в браке. На фоне множества мнений произошла некоторая путаница.
Помогите, пожалуйста, разрешить данный вопрос. Какова реальная позиция Русской Православной церкви и святых отцов на этот счет?
6 Ответов
Такой брак для верующего человека крайне нежелателен, и, безусловно, противоречит правилам Церкви. Слова апостола Павла, как нам известно, относятся к тем ситуациям, когда один из супругов пришел к вере уже после того, как брак состоялся.
Прот. Ткачев в этом смысле (как, впрочем, и в большинстве других), авторитетом являться не может. Этот человек представляет из себя эпатажного проповедника-популиста, в своих взглядах уже давно вышедшего за рамки православия.
Читайте о. Даниила Сысоева, и все встанет на свои места.
Лично я не рискнул бы назвать канонично-неприемлемым брак между воцерковленным православным христианином и лицом, относящим себя к православной религии, но не ведущим активной религиозной жизни. Главное - это чтобы человек не был убежденным атеистом, врагом Церкви или иноверцем. Это чисто мое ИМХО. Воцерковленных слишком мало, выбора практически никакого... Юношей-алтарников с бородками и хвостиками на всех дЕвиц-платочкОвиц явно не хватит :-))
С уважением,
Илия, для того, чтобы узнать мнение Церкви, необходимо обратиться к источникам её вероучения - Священному Писанию и Священному Преданию.
В Св. Писании брак с иноверцем безусловно запрещается Богом. Церковное право также безусловно их запрещает.
Подробнее см. статью: «Замуж за неверующего?», там системно разбирается этот вопрос.
Благословляя супружеский союз, Церковь благословляет его во образ соединения Христа и Его Церкви.
Согласно христианскому учению, христианская семья образует собой малую церковь. Как же можно представить себе малую церковь, в которой один верит, а другой не верит во Христа?
Более того, само участие брачующихся в Таинстве Брака подразумевает веру обоих брачующихся.
Таким образом, христианский брак, христианская семья формируется при условии принадлежности к христианству и мужа, и жены.
Вот учение Православной Церкви, выраженное на соборе (72 канон Трулльского собора):
Да не позволяется ни православному мужчине жениться на женщине-еретичке, ни православной женщине сочетаться браком с мужчиной-еретиком, а если выяснится, что кто-либо совершил нечто подобное, то брак нужно считать недействительным и беззаконное сожительство расторгать, ибо не следует смешивать несмешиваемое и сочетать волка с овцой и жребий грешников с частью Христовой. Если кто-нибудь преступит определенное нами, да будет отлучен. Но если некоторые, пребывая еще в неверии и не будучи причислены к пастве православных, сочетались друг с другом законным браком, потом же один, избрав благо, прибегнул к свету истины, тогда как другой предпочел быть связанным узами заблуждения, а не устремить взор к божественным лучам (причем неверующая согласна жить с верующим или, наоборот, неверующий с верующей), да не разлучаются, по словам божественного апостола: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1Кор. 7:14).
Поскольку создавая семью христианские супруги стремятся помогать друг другу на пути в Царство Небесное, желают подражать союзу Христа и Церкви, они «играют по одним правилам», в конце концов, хотят быть вместе не только в земной жизни, но и в раю, то этого достаточно для того, чтобы не создавать семью с иноверцем или неверующим. Не говоря уже о том, что в союзе с неверующим необходимость выбора между верностью Христу и требованиями супруга, может привести к большой личной трагедии. Не понимаю, зачем подвергать себя такому риску. Если кому-то кажется, что пойти против воли Божией в этом вопросе это умно и безопасно, то мне сложно назвать таких людей христианами, которые всерьез относятся к библейским предостережениям. Кстати говоря, существует немало свидетельств, что древние христианские мученицы нередко отдавали свои жизни за то, чтобы только не вступить в брак с язычником. Добавлю еще и то, что при принятии важных семейных решений, в случае брака с неверующим, иноверцем, номинальным православным, по-любому будут конфликты и разногласия, когда верующая сторона будет настаивать на соблюдении Божьей заповеди, а другая сторона будет руководствоваться соображениями выгоды для семьи (даже когда это будет вопреки христ. справедливости). И это будет сложный выбор, потому что всегда захочется лучше сохранить мир в семье, чем быть последовательным в христианских принципах, которые предельно строги.
Возможен всякий брак, но не всякий может называться христианским. Если один из супругов - не христианин, то брак не может быть христианским. Брак практикующих, а не номинальных, представителей разных религий в принципе невозможен, т.к. это будет столкновение двух вероучений, двух традиций, двух образов жизни. Как правило, смешанные браки - это браки, где один из супругов не является практикующим верующим, не мешающий второму супругу жить так, как ему предписывает его религия. В смешанных браках возникает больше вопросов, чем есть на них ответов. Например, остро стоит вопрос с вероисповеданием детей. Если супруги не могут договориться, то не находят ничего лучше, чем "вырастет и сам решит". На практике ребенок вырастает и ничего не решает, порой и вовсе становится атеистом. А все потому, что ни один из родителей не научил практике веры. Случается и другое - каждый из родителей втайне от другого начинает учить своему. В итоге у ребенка в голове каша. Попросту говоря - нужно основательно подумать, прежде, чем решиться на брак с представителем иной религии или неверушим.
Здравствуйте. Церковный канон Вам уже процитировали, это и есть суждение Церкви. Добавлю к нему еще два:
Не должно церковным [людям], без разбора, своих детей совокуплять с еретиками брачным союзом. (Лаодик.10)
Заблагорассуждено, чтобы дети состоящих в клире не совокуплялись браком с язычниками или с еретиками. (Карфаг.30)
К брошюре о. Даниила Сысоева о браке с неверующим добавлю его же работу о браке с мусульманином.
Тем не менее, некоторые люди, даже зная все это, все-таки принимают решение вступить в брак с неверующим или иноверцем. Мне не раз приходилось видеть печальные плоды этого, когда православная сторона в результате оказывается не способной исполнять требования Церкви и заповеди Божии: о постах, о супружеском воздержании и деторождении, о должной молитве, о причащении (подготовке и регулярности), о регулярном хождении в храм. Причем нередко бывает, что на начальном этапе неверующий супруг всему этому не препятствует, но впоследствии (сам или под влиянием родственников) начинает противопоставлять себя и Бога, требуя любви преимущественно к себе. Я не знаю, для кого Вы задаете этот вопрос - для себя или своих детей. Но даже если для детей: подумайте, Вам нужны будут их тяжкие душевные страдания на остаток жизни или даже вполне возможное отпадение их от веры под влиянием самого близкого человека - супруга?
Почему о. Ткачев и проф. Осипов так учат? Потому что и в этом вопросе, равно как и во многих других, они руководствуются не учением Церкви, а духом гуманизма, облеченным в подобие христианских одежд.