Здравствуйте! Как понимать этот момент. Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту, и в браке от чисто физической близости, что самое нижнее из видов близости переходить к духовной. Но при этом, по Посланиям, наоборот нужна постоянная близость и воздерживаться плохо (кроме определённых моментов). То есть в Посланиях будто призывают больше спать супругам, и воздержание клеймят чем-то не нужным. Но как так, ведь таким образом супруги могут погрязнуть в похоти. А Бог для христианина заповедовал избавляться от похоти. Какое-то противоречие... Разве если супруги хотят воздерживаться, и расти духовно, познавать друг друга духовно - это грех, им обязательно церковь повелевает спать друг с другом? Вроде христианство призывает отойти от земных прихотей, а тут призывают будто от них не отходить.
6 Ответов
Ирина, в Вашем вопросе одни крайности - либо безудержная похоть, либо полный отказ от интимной близости. Причем в Писании таких крайностей нет. Это Ваше понимание священных текстов. Супруги вполне могут сами определять для себя ту степень интима, которую посчитают нужной. Никакого греха или оскотинивания в супружеской близости нет, взаимное влечение вложено в человека Богом. И на время уклоняться от близости по взаимному согласию ради духовных упражнений - это хорошее, полезное дело.
Самое важное и главное в этом вопросе - обоюдное согласие. Даже если супруги вовсе хотят отказаться от интима, то это должно быть очень взвешенное и обоюдное решение. Но лично я такого ни разу не встречал. Единственный, и пожалуй, не самый удачный, пример, который широко известен и приходит на ум - семейная жизнь св. Иоанна Кронштадтского. Он просто поставил супругу после свадьбы перед фактом, что интимной жизни у них не будет, чем немало ее мучил, она даже писала на него жалобы священноначалию. В итоге пришлось смириться. Но знаю и другие примеры, когда один из супругов в одностороннем порядке лишает или сильно ограничивает второго в интиме, в итоге получая развал семьи. Поэтому с уверенностью скажу - всего хорошо в меру.
В семье близость супругов не является похотью. Близость первопричина для рождения детей, а для женщины это спасительно 1Тим 2:14-15
Наша задача не опорочить брак отношениями на стороне, что происходит от похоти очей.
Как говорят многие священники, более "сильная" сторона должна уступать "слабой". То есть, если кому-то нужна близость - в ней не надо отказывать, если нет уважительных причин по здоровью, силам, кд... Это не грех и похотью не является, Бог близость супругов благословил. Но, со временем, укрепляясь в вере, нужда в частой близости будет ослабевать, уступая более глубокому чувству. Тогда уже можно будет и помолиться побольше)) А оскотинивание - это разврат, т.е. ненормальная близость и измены - этого нужно избегать беспрекословно.
Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту.
В христианской среде действительно существует пренебрежительное отношение к половым отношениям как к чему-то скотскому, низменному и излишнему. Однако Священное Писание не подтверждает такой примитивный взгляд. Нигде в Библии интимные отношения супругов не унижаются и не порицаются как недостаточно духовные, зато всегда осуждается разврат. Если подумать, именно Господь создал мужчину и женщину с взаимным влечением друг ко другу и, если это что-то недостойное, значит претензия предъявляется Творцу. Святой Дух устами священного писателя призывает мужа наслаждаться телом своей законной жены (Прит.5:18-19). Если для кого-то это несовместимо с жизнью в Боге, то опять же, человек по-видимому желает быть духовнее Святого Духа. Бог создал нас существами с телом, для которых естественно, как хотеть кушать, так и желать секса. Почему бы тогда не перестать кушать, чтобы стать более духовным?
и в браке от чисто физической близости, что самое нижнее из видов близости переходить к духовной.
Ошибочное противопоставление. А кто говорит о том, что в христианском браке близость должна быть с самого начала "чисто физическая"? Нет, нужно стремиться к близости на всех уровнях, а не противопоставлять их. Ведь так задумал Бог.
То есть в Посланиях будто призывают больше спать супругам, и воздержание клеймят чем-то не нужным.
Действительно, Писание говорит о том, что супружеская близость - это обычная норма. Если кто-то из супругов желает воздерживаться против воли одного из супругов, он, тем самым, лишает его законного права на сексуальное удовлетворение. Это не менее преступно, чем отказать человеку в праве есть или пить.
Но как так, ведь таким образом супруги могут погрязнуть в похоти.
Опять Вы излагаете крайность. Если человек состоит в браке и имеет регулярную половую жизнь, он как раз таки защищен от неумеренности, которая имеет место в беспорядочных половых отношениях. У людей, не имеющих опыта семейной жизни, может быть превратное представление о половых потребностях женатых людей.
А Бог для христианина заповедовал избавляться от похоти.
Не могу согласиться. Если понимать под похотью не какие-то девиации, а обычное половое влечение, то Бог нигде не заповедал от этого избавляться. Напротив, Он Сам внедрил в человека это влечение, подарил его супругам, как средство для углубления их отношений. Свт. Иоанн Златоуст говорит:
Если взять для примера одну из страстей, плотская похоть не составляет греха, но когда она впала в неумеренность и, не желая оставаться в пределах брака законного, стала наскакивать на чужих жен, тогда, наконец, сделалась любодеянием, но не от похоти, а от неумеренности в ней.
Итак, есть норма, а есть злоупотребление. Бог заповедал нам воздерживаться от злоупотреблений, а не от естественной нормы.
Разве если супруги хотят воздерживаться, и расти духовно, познавать друг друга духовно - это грех, им обязательно церковь повелевает спать друг с другом?
Супруги имеют право временно воздерживаться по взаимному согласию ради усиленной молитвы, об этом говорит Священное Писание. Не потому что близость - это что-то дурное или низменное, а потому что усиленная молитва требует большей сосредоточенности, а близость, которая сильно воздействует на эмоциональную сферу, отвлекает в такие моменты. Регулярная половая жизнь - это профилактика измен, то есть защищает от настоящей беды.
Подводя итог, можно сказать, что супружеская близость - это норма для христианской семьи. И люди, даже интуитивно, это понимают. Это дар Божий, специально для законных супругов. Конечно, не следует впадать в крайности и злоупотреблять этим, забывая обо всем на свете. Но маловероятно, что при здоровых отношениях в семье такое вообще возможно. Периодическое воздержание ради особых духовных целей и даже взаимного отдыха друг от друга - это тоже норма. Однако постоянное воздержание является исключением, которое не требуется от всех, но которое может иметь место как особый подвиг, на который только по взаимному согласию могут решиться оба супруга, желающие подражать монашествующим. В любом случае, все, что ведет к провоцированию прелюбодеяния и нарушению отношений в семье - нельзя считать богоугодным.
См. Тема сексуальных отношений в документах учительства Церкви
Никто никого не призывает, как Вы выразились, "больше спать". Почитайте, например, 1 Кор. 7.
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.7:5-9)
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. (1Кор.7:37-40)
Супружеские отношения в первую очередь предполагают совместное исполнение заповедей: совместный пост, совместную молитву, деятельную помощь друг другу и взаимное терпение, чадородие и христианское воспитание детей. Близость не должна занимать решающего места в семьях воцерковленных супругов, даже совсем молодых.
Очень советую Вам почитать жития святых супругов и отдельно святых мучениц в изложении свт. Димитрия Ростовского, чтобы яснее было, о чем должна идти речь.
Возможно, подтекстом Вашего вопроса является какая-то семейная проблема. В таком случае лучше не озвучивать ее здесь, а лично обратиться к священнику на приходе.