Мир всем.
Вчера я прочитал книгу православного психолога и терапевта Константина Зорина "Почему страдают дети. Грехи родителей и болезни детей". В главе "Когда болезнь полезнее здоровья" описывалось, как декабрист Кондратий Рылеев в возрасте трех лет тяжело и безнадежно заболел. И тогда его мать стала молиться изо всех сил, чтобы Господь исцелил и сохранил её дитя. После этого госпоже Рылеевой было видение, в котором чей-то голос говорил ей: "Опомнись, не моли Господа о выздоровлении. Он, Всеведущий, знает, для чего нужна теперь смерть ребенка. Из благости, из милосердия Своего Он хочет избежать для тебя и для него будущих страданий. Что если я покажу тебе их? Неужели и тогда ты будешь молить о выздоровлении?" Но мать всё равно настояла, чтобы её ребенок остался жив. И затем Рылеева ясно, с точностью до мелочей увидела дальнейшую судьбу своего сына, и то, что он станет революционером, восстанет против царя, и в конце концов будет повешен. На этом видение закончилось, а сын госпожи Рылеевой исцелился.
Когда Кондратий Рылеев рос, всё повторялось в точности так, как было в видении его матери. Рылеев стал декабристом, из-за чего был казнен. А из-за искры, зажжённой декабристами и раздутой другими революционерами, погибли миллионы людей.
В связи с этим у меня возник вопрос: стоит ли вообще молиться, например, о даровании супруга/супруги, даровании детей, исцелении детей и спасении их от смертельных недугов? Ведь если Господь не даёт детей или посылает им недуг, значит таков Божий Промысл?
Конечно, в книге сказано, что жизнь человека не полностью зависит от Бога, в ней нет жесткой предопределенности. Но если отсутствие супруга, детей или тяжелые болезни детей - это Божий Промысел, то человек об этом как-то узнает, как в случае с матерью Рылеева?
Заранее спасибо. Храни Вас Господь!
4 Ответа
В Священном Писании неоднократно повторяется та истина, что молитва необходима, и Бог дает человеку Свою милость в том числе и по молитвам самого человека.
Молитесь, просите, но предайте все на волю Божию. Так обычно и говорят в молитвах: "... но да будет не по моей, а по Твоей святой воле". Это значит, что Вы, в отличие от матери Рылеева, не настаиваете и не требуете, но заранее согласны с решением Бога.
С уважением,
Вы некорректно воспринимаете Промысл Божий, подобно неотвратимому року. Между тем как возможность и необходимость молитвы, а также любых действий (например, лечения), основана на том, что Бог желает, чтобы мы лечились или просили Его о помощи, о даровании супруга, с тем, чтобы дать нам это или же не дать, если Ему будет так угодно. Таким образом, все наши молитвы и действия заранее включены в Промысл Божий.
Мы сами имеем возможность выбрать супруга или остаться одни, однако, мы обращаемся к Богу с тем, чтобы Он устроил все наилучшим образом. Что касается дарования детей, то совсем необязательно, что если у женщины не получается забеременеть, то это является каким-то вмешательством Бога. Мы не можем знать этого заранее, если Бог не откроет, что это так в каждом конкретном случае. Возможно супруги просто нуждаются в лечении или неспособны к деторождению по природе. Тогда они могут делать все возможное, чтобы исцелиться и, в случае, неуспеха, смириться с этим или усыновить чужого ребенка. Таким образом, не следует думать, что Бог тотально вмешивается во все возможные природные процессы и жизненные ситуации, что не отменяет того факта, что ничего не происходит без Его ведома.
Что касается историй, типа той, что Вы привели, то было бы ошибкой делать из них универсальное правило. Это частный случай, что не означает, что так бывает всегда. Приведу также слова из книги Илиотропион, или cообразование с Божественной волей:
Отец, желая узнать успехи своего сына в изучении фехтования, дает ему деревянную рапиру и велит сражаться с собою: здесь не сын восстает против отца, но ратник противостоит своему противнику. Равным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь, сопротивляется не Божественной воле, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его и которую ненавидит Сам Бог: дом подожжен по злобе, ненависти или корыстолюбию. Все эти побуждения к поджогу виновны и грешны: сопротивляться им всякому невозбранно. Кто врачует болезнь, тот не воле Божией сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая бы не была следствием обжорства, невоздержания, неопрятности и тому подобного; значит, сопротивляется причинам болезнетворным. Так же и кто оружием сопротивляется врагу, противится не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну.
Во всех подобных происшествиях защищать себя невозбранно и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам такое поведение неугодно Богу.
Про Рылеева хочу заметить, что он как раз по молитвам матери покаялся перед смертью. Т.е. молитва матери повлияла на его жизнь. Вот в статье написано: "Нет сомнения, что молитвами матери сердцу мятежника было дано покаяние."