6 Ответов
Не вижу здесь даже следа суеверия. Вы же не считаете грехом узнавать прогнозы синоптиков, которые тоже часто не сбываются, хотя основаны на объективных наблюдениях? То же и с народными приметами, они представляют собой результат многовековых наблюдений. Но и серьезного значения я бы этим народным приметам тоже не придавал, конечно. Гораздо важнее молитва Богу, Он может все исправить. Приведу яркий пример такой усердной молитвы из юности прп. Гавриила Седмиезерского (Зырянова):
Само собой разумеется, что богато-одаренный и высоко-настроенный юноша не удовлетворялся обычной мирской, хотя и благочестивой жизнью в семье. Сердце его искало высшего подвига для Бога; однако, стремление в монастырь было еще смутно и неопределенно. Последним толчком к решимости оставить мир послужило следующее дивное событие.
Было лето, уже колосилась пшеница. Но случилась в деревне Фроловой сильнейшая гроза с бурею и градом, и богатого урожая – как не бывало: градом и ветром все смяло, прибило, спутало. Крестьяне в отчаянии. Ожидать поправки хлеба – невозможно; сеять новый – не время; решили подождать несколько и скосить побитую пшеницу просто на солому.
У Гани сердце сжимается: пропали тяжелые, святые труды! И возникает невольный, боязливый вопрос:
– Для чего это бедствие? Как Бог допустил его? Разве Он, Всеблагой, не мог удержать тучу? – Мог! Но тогда – что же: благ Господь, или... или?
Искуситель подсказывает ему: «Или вовсе нет Бога»?
Но Ганя не может произнести богохульного слова,.. и мучится безвыходностью мысли, попавшей в тупик между верой и печальным фактом. Проходит день, два. Ганя и молиться не может. Сомнение мучительное, тяжелое разрослось и совсем придавило его.
– Есть Бог или нет Бога? ..
В такой безвыходности он решается на страшно-дерзновенное дело: спросить об этом у Самого Бога.
Воспользовавшись необходимостью исполнить какую-то полевую работу, Ганя уходит несколько в сторону от отца. Тут у него любимая полянка, где он часто тайно молился. Привязал свою лошадку и опустился на колени. Как начать? как сказать Богу свою мысль...? Страшно! Ум и слово сковываются... Стал вспоминать:
– Ты, Господи, благ и преблаг! Ты являл милость Твою Израилю, пророкам, апостолам, мученикам. – Вспомнил о манне в пустыне, о воде из камня и т. д.
– Яви же, Боже мой, и ныне вечную милость Твою; пусть будет пшеница!
Смирился, припал к земле, весь затих и в глубине духа, как бы без слов, с замирающем трепетом прибавил:
... если Ты есть!!!
И в этот же момент то-ли гром ударил, в котором послышался голос, то-ли просто громоподобный голос сказал:
– Будет пшеница!!!
Ганя упал... Через некоторое время очнулся. И первая мысль:
– Есть Бог! есть Бог!!!
Трепетная радость, переходящая в благоговейнейшую благодарность наполняла сердце; и ясное небо с сияющим солнцем, и лошадка, щиплющая травку, – все вторило этой радости, и весь мир предстал в новом ярком понимании: «Есть Бог! – Господня есть земля и исполнение ея»! Такое чувство, будто побывал на небе...
В это время подходит отец:
– Ты что – какой бледный? – нездоровится?
– Да... что-то не по себе.
– Так иди домой, а я и один здесь управлюсь. Прошло малое время, и Фроловские крестьяне начали косить свою побитую пшеницу. Хотел и Феодор Зырянов косить, да Ганя не советует, все просит родителя подождать хоть с недельку.
– Это почему?
– Да может быть Господь еще даст поправку пшенице. Прошла неделя. По ночам стали выпадать мельчайшие, как из сита, дождички, а днем – жара. Пшеница на Зыряновской полосе стала расти, набухать. Отец уже решительно заявляет:
– Пора косить! а то и зерна не дождемся, и соломы лишимся – Ганя умоляет подождать.
– Да чего ждать-то? Ведь осень близко!
– Тятенька, подождите! Господь пошлет пшеницу.
– Да ты что: пророк, что ли? Ведь кругом чужой скот пущен – весь хлеб вытравят.
– Мы караулить будем.
– Ну, смотри у меня, пророк! Шкуру сдеру, коли пшеницы не будет!
А дожди перепадают, днем жара стоит. Ганя ходит на полосу, с благоговением наблюдает, как приподнимаются примятые колосья, как они жиреют и какие длинные – многозерные. Смотреть радостно. Однодеревенцы завидуют, жалеют – зачем свою пшеницу скосили... И уж сам Феодор Зырянов ходит по своей ожившей полосе – такой притихший: Гане ничего не говорит, а отвернется в сторону – слезу утирает... А потом уж и без шапки по полосе ходил: – «Божья»!
Солнце – пекло, пекло, да жатву приготовило. Созвали Зыряновы помочь – мало чуть не всю деревню, и с тихой радостью сжали богоданную пшеницу. Солома в рост человека, и снопов столько, что сплошь услали ими всю полосу – и не пройти. А когда вымолотили зерно да стали в амбар ссыпать, и дверей не запереть... Взяли заколотили двери, разобрали крышу и, как в ящик, насыпали амбар полнешенек. Вся семья в тихих слезах переживает это чудо милости Божьей. В словах, в движениях, на лицах чувствуется что-то новое, святое, будто от Причастия вернулись. И тут Ганя заговорил о монастыре. Матушка, сестры в слезы ударились. Отец насупился и как отрезал!
– Не пущу! – Жаль было ему родительницу жену, которая души не чаяла в своем Гане, да и самому невмоготу было представить свою старость без такого кроткого, необычайного сына-кормильца.
Народные приметы, а именно о них речь в Вашем вопросе, не являются суевериями, или могут быть ими отчасти. В конкретном приведенном примере все просто - это проекция сельско-хозяйственного календаря на церковный календарь. В данной статье можно прочитать подробно о крестьянских суевериях.
Яндекс провёл целое исследование по Вашему вопросу, и пришёл к выводу, что народные приметы не сбываются в большинстве случаев. Интересное исследование провёл школьник, придя к совершенно противоположному выводу. Я бы больше доверял Яндексу, т.к. там исследование за многие годы и по всей территории России. Но статья мальчика интересна самими определениями и исследованиями, что же это за приметы такие. Вот краткие выдержки:
В толковом словаре О.Даля «Примета – это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо».
В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова «Примета- это предвестие чего-либо». Примета – это сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды. Людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы.
Далее у него идут наблюдения в своей местности более полугода. В конце выводы:
Роль примет в прогнозах погоды велика, с их помощью можно дать достаточно точный прогноз погоды на ближайший день.
К сожалению, не все приметы, верой и правдой служившие людям на протяжении сотен и даже тысяч лет, сегодня срабатывают. В результате деятельности человека происходят изменения в погоде на планете. В итоге, нарушаются природные закономерности, а это часто плохо сказывается на самих людях: они болеют, быстро устают, страдают от природных катаклизмов. Если же мы станем бережнее относиться к родной природе, то и долгосрочные народные приметы вновь превратятся в верных и надежных наших помощников.
А вот выводы Яндекса:
Итак, выяснилось, что в целом приметы не работают. Только 75 из 188 сбывались больше чем в половине случаев. Это значит, что большинство примет вообще лучше понимать наоборот. Относительно точных примет, сбывающихся в определённом городе хотя бы в 70% случаев, оказалось всего 6 (3%).
Приметы погоды скорее всего не суеверия, но верить им не стоит, не так часто они сбываются. Веря этим приметам, легко начать верить и другим, например, "чёрным кошкам". А это уже суеверие. Легко перейти грань или запутаться и начать грешить.