Добрый день. Долго решалась на этот вопрос. У меня какая-то “каша в голове”. Читала вопросы в этой рубрике о неравных браках, о браках с иноверцами, о браках, где один верует, а второй атеист, о православных браках. Но на свой вопрос так и не нашла ответа. И чем больше читаю, тем больше запуталась. Не могу понять, я живу с человеком во грехе или он мне все таки муж с точки зрения православия, а не мирской жизни? Понимаю, что наш брак нельзя назвать православным браком однозначно. Но я живу во грехе или я все таки замужем? Брак зарегистрировали 21 год назад. Три года жили вообще “гражданским” (меня это убивало, но мой партнер говорил, что я твой муж, мы живем вместе, я люблю только тебя зачем тебе тот штамп? Я просила, давай тогда обвенчаемся, на что были отговорки еще бОльшие. Он категорически против венчания ). В общем, забеременела я даже вне никакого брака…Меня это гложило и морально убивало, но я очень слабый, как я сейчас уже понимаю человек… У нас двое детей. Мы не были истинно верующими людьми. Знаете, как многие сейчас говорят: “Скорее да, чем нет…”. Я хотела прийти к Богу уже давно. Муж и дети убежденные атеисты. Я искренне верую и хочу идти к Богу. Долго рассказываю, чтобы понятна была ситуация. Мы живем во грехе и дети тоже рождены во грехе? Или все таки мы полноценная семья и он мне муж, а не просто сожитель от которого я родила детей? Простите за странный вопрос, кому-то он покажется смешным…но я правда не понимаю. Спасибо всем за ответы, с уважением, Светлана.
2 Ответа
Ваша ситуация довольно типична и упоминается в документе об участии верных в Евхаристии:
Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак.
К Вашей ситуации приложимо то, что писал ап. Павел о браках с неверующими:
Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1Кор.7:13–16).
В общем, если бы Вы, уже придя полноценно к православной вере, решили бы выйти замуж за неверующего, такое сожительство было бы незаконным перед Богом. Но если Вы вступили в брак до прихода к вере, то тогда Ваш брак считается законным и жить в нем следует с учетом того, о чем написано выше. Венчаться не следует до тех пор, пока муж полноценно не придет к вере и не согласится добровольно сам. Ваша вера, по словам апостола Павла, освящает этот брак. Однако принести полноценное покаяние и исполнить епитимию за период незарегистрированного сожительства (то есть блуда), нужно обязательно.
Спасибо огромное за ответ. Очень понятно все описали.