Последние недели рассуждаю над одной дилеммой. Если какого-то преступника отмазали власти, например, торговец органами дал взятку полицейским, или папаша-миллиционер отмазывает сына-убийцу, или насильник-педофил за "недостатком улик" гуляет на свободе, то должен ли неравнодушный человек взять суд в свои руки? Это, очень обобщённо, проблема вагонетки - убить одного, чтобы многие другие не покалечились. Есть даже такое выражение: "Если закон бездействует, каждый гражданин может стать прокурором" - Роберт Кеннеди.
Почему-то когда государство оставляет смертную казнь, т.е. применяет своё право на насилие, то всем это кажется нормально (и Церковь не говорит, что надо отменять её, в официальном положении РПЦ это говорится). Но власть поставлена людьми, и если у власти забирают справедливый суд, то значит человек может на полных правах взять суд в свои руки при уверенности, что он правильный. Да, суд полностью справедливый только у Бога, и можно "понадеяться", что если этот человек гуляет на свободе, то Богу это надо - но тюрьмы для этого и нужны, чтобы предотвращать противозаконную волю человека, поэтому мы не можем просто взять и выпустить всех преступников на волю. Но если есть достаточно улик для вынесения приговора, почему бы его не вынести? "Молитвой об этом человеке" дело не решить.
Есть сериал "Декстер" - он как раз про такого серийного убийцу, который выслеживает педофилов, убийц, наркодиллеров и т.д., которые укрылись от правосудия (он прямо это подчёркивает, т.е. если других методов не остаётся) и т.д. и убивает их. У него есть кодекс: 1) не убивать невиновных, быть уверенным, что жертва - преступник, 2) убивать только если жертва ушла от правосудия, 3) не попадаться. И в обществе большинство (и я) думает, что этот герой делает правильно.
Вы можете сказать "обращайтесь в вышестоящие инстанции" - но туда никто никого не пустит.
P.S. я никого убивать не собираюсь)
3 Ответа
Право наказывать преступников дано Богом государству, а не частным лицам (см. Рим.13:3-4). Власти поставлены Богом, именно поэтому никто не может самовольно присваивать себе право вершить суд. Св. Августин пишет:
Не дозволительно частному лицу своею властью убивать человека, хотя бы и совершающего преступления, поскольку ни Бог, ни закон не дают ему права на подобное убийство.
Присваивая себе полномочия, которые ему не принадлежат, человек согрешает перед Богом. Он забывает о том, что в мире действует Промысл Божий, и если преступнику удалось уйти сейчас от правосудия, значит Бог попустил это для чего-то. От правосудия Божия ему все равно не уйти.
Кроме того, только суд может вынести приговор о мере справедливого наказания для преступника с учётом всех фактов и обстоятельств. Как частное лицо может учесть их, не выслушав свидетелей, сторону защиты и сторону обвинения? Становиться "чумным доктором", который самовольно вершит суд, означает самому стать преступником и повергнуть общество в хаос.
Если бы на земле была бы возможность установить справедливое общество, Господь бы давно уже его установил. Но, поскольку это невозможно, вследствие греховности людей, Бог дал другую возможность любящим Его: исполняйте заповеди и в Царстве Небесном будете жить в справедливом и счастливом обществе. Те же, кто выберет жизнь без Бога, так и будут жить без Бога в вечности. Туда и попадут все, кто ушел от земного правосудия. И их страдания будут гораздо тяжелее, чем мгновенная смерть от руки "народного мстителя". Потому что в этом мире все доброе - только от Бога и другого источника нет. В месте без Бога не будет никаких благ, даже земных.
Вы же хотите отвергнуть волю Божию и чинить самосуд. Опять же, Господь может это попустить. Но тогда рассчитывать, что в вечности такой "народный мститель" окажется с Богом, отвергнув Его здесь, не приходится. Его участь будет - жить вечно с теми, кого он убил. Незавидная перспектива.
Думаю не стоит пытаться устроить мир лучше, чем его устроил Создатель. Надо потерпеть и зло будет побеждено Вторым и славным пришествием Спасителя нашего и Бога, Которого мы ждем. А иначе, зачем это было бы и нужно? И в чем же тут лже-смирение? В покорности воле Божией? Но это и есть истинное смирение.