"... говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Матф.19:3–9).
Женщину с ребенком бросил муж и уехал в другой город, испугавшись трудностей, а жена спустя какое-то время подала на развод, т.к. муж порвал все отношения. Греха прелюбодеяния ни за ним, ни за ней нет. Как Церковь смотрит на брак с такой женщиной?
3 Ответа
48 правило свт. Василия Великого (утверждено Трулльским собором) гласит:
Покинутая своим мужем, по моему мнению, должна оставаться так. Ибо Господь сказал: Если кто-то покидает свою жену не из-за вины блуда, тот подает ей повод прелюбодействовать (см. Мф.5:32) – и тем, что назвал ее прелюбодейкой, Он запретил ей сожитие с другим. Возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодеяния, а жена, которую Господь назвал прелюбодейкой за сожитие с другим мужем, была безупречна?
Таким образом, пока муж этой женщины не умрет, ей не следует вступать в брак, в соответствии с прямыми словами Спасителя. Это правило действует при условии, что первый брак был венчанный.
Если брак был венчан и супруг просто сбежал, то он по прежнему остается ее мужем (даже при наличии развода в ЗАГСе) и на ней нельзя жениться другому до смерти законного мужа.
Очень хорошее толкование на эти слова Спасителя даны в книге Давида Инстоуна-Брюера «Развод и повторный брак в Библии» (Черкассы: Коллоквиум, 2016). Суть в том, что Господь говорит о разводе «по всякой причине», который был распространен среди иудеев того времени. И вот если после такого развода (который по факту не признается Христом) человек женился /выходил замуж, то он по сути прелюбодействовал.
Современная идея церковного развода (признания Церковью брака недействительным) как раз состоит в том, чтобы дать человеку возможность вступить во второй (третий) брак. Если бы Церковь не разрешала вступления в брак для разведенных, то и смысла в церковном расторжении брака не было бы (достаточно было бы только расторжения брака в ЗАГСе).
Конечно, хорошо бы всегда и во всём поступать по Евангелию, ведь в нём начертан нравственный идеал человека. По толкованию свт. Иоанна Златоуста, запрет жениться на разведённой имеет своей целью принудить её
хотя бы против желания, быть целомудренною, а тем самым лишает ее и возможности подавать мужу повод к малодушию. Зная, что ей безусловно необходимо или оставаться с мужем, который ей достался сначала, или, по выходе из его дома, лишиться всякого прибежища, она, хотя бы и против воли, но должна будет любить своего мужа.
Также многие толкователи замечают, что в этих словах Господь осуждает обычай иудеев к разводам по любой причине, чтобы мужья из жалости к жёнам не обрекали их на тяжёлую участь.
В современной церковной практике по снисхождению допускается второй или третий брак для невиновной стороны после епитимии. Думаю, в таком случае, когда жена оказалась брошенной мужем, после рассмотрения дела епископ даст благословение для освящения нового брака.
Благодарю за столь развёрнутый ответ, но меня больше интересует прелюбодействует ли в данном случае мужчина, беря в жёны эту женщину? И при условии, что прошло менее года с момента «бегства» мужа, но жена ездила к нему и пыталась вернуть его в семью. И только уже после его отказа подала на развод.