5 Ответов
Приведу два церковных канона, в которых даны ответы.
69-е апостольское правило:
Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен.
15-е правило св. Петра Александрийского:
Пусть никто не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые нам, согласно преданию, предписано поститься по уважительной причине: в среду – ради составленного иудеями совета о предательстве Господа, в пятницу – ради того, что Он пострадал за нас.
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк.2:19-20).
Эти дни - святая Четыредесятница и посты по средам и пятницам, которые были установлены ещё самими апостолами. В пятницу - в воспоминание распятия Спасителя, в среду - воспоминание предательства Иуды. И тот и другой день связан со скорбными событиями, которые прилично вспоминать постясь, а не кушая вкусную обильную еду.
Зачем вспоминаем распятие? Чтобы помнить, что потерпел ради нашего спасения Сын Божий и быть за это Ему благодарным. Зачем вспоминаем предательство? Чтобы не оказаться на месте Иуды. Он ради страсти любостяжания пошёл на предательство Господа. И нам надо опасаться, что любимый нами грех может повлечь за собой предательство нашей веры.
Кроме того регулярное пощение помогает бороться со своими греховными наклонностями, укрепляет нашу волю к добродетелям. Это есть проявление послушания Церкви. Исцеляет последствия первородного греха, который заключался в нарушении первой заповеди о посте - не вкушать плода с дерева познания добра и зла.
Соблюдать пост в среду и пятницу нам предписывают канонические правила. Главных причин для соблюдения две: послушание Церкви и нравственная польза. В среду воспоминается предательство Иуды, в пятницу - распятие Господа на Кресте. В богослужении оба дня посвящены Животворящему Кресту. Подробнее можете почитать в статье Посты Православной Церкви.
Подробную информацию о посте в среду и пятницу можно почитать в статье прот. В. Хулапа. Там и ответы на Ваши вопросы.
Если коротко, то пост среды и пятницы возник в конце I века как альтернатива иудейской практике. Иудеи постились в понедельник и четверг, христиане для постов выбрали другие дни -- среду и пятницу. До IV века посты среды и пятницы были добровольными, но в IV веке их сделали обязательными и тогда же сформировали обоснование: в среду ради того, что это день предательства Иуды, в пятницу как в день Крестной смерти Спасителя.
Пост среды и пятницы предписывается как канонами, так и нашим Типиконом. Исключениями являются только сплошные седмицы, когда пост в среды и пятницы отменяется.
Почему христианин должен поститься? С одной стороны, это и послушание матери-Церкви, с другой стороны, это необходимо для душевной пользы. Посты среды и пятницы -- это и наша минимальная регулярная жертва Богу, и средство воспитания души, содержания себя в трезвении, стимулирование к молитве и борьбе со своими страстями.
И еще можно заметить: в древности посты были строгими, так как предполагали полное воздержание от пищи до вечера. Наш пост -- достаточно мягкая степень воздержания, исключение скоромной пищи. Так что если нам может показаться, что регулярный пост -- это определённые трудности, нужно помнить, что на самом деле наша современная практика -- серьезное послабление нашим "немощам", это очень небольшое ограничение, которое не идет ни в какое сравнение с идеалом.