До грехопадения у Евы не было не только конкретных обязанностей, но и даже имени. "И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]" (Быт.2:23). У зверей и птиц были имена, отражающие их сущность, а у жены не было такого имени, почему? Корова или олень важнее жены?
"И нарек Адам имя жене своей: Ева*, ибо она стала матерью всех живущих" //*Жизнь. (Быт.3:20)
Ведь с Евой не произошло каких-то изменений, какие не произошли с Адамом..... Почему после грехопадения только Ева получает имя "Мать живущих", почему тогда Адам не получает имя "Отец живущих", ведь они оба согрешили в равной степени...
3 Ответа
Имя Евы - это не наказание, но, скорее, пророчество, что от нее произойдут все люди. У животных были имена не личные, но нарицательные: это корова, а это лев. Ева тоже имела такое имя: она была человек и женщина. Но личного имени она не имела, потому что не было необходимости отличать ее в раю от других людей.
При грехопадении жена хотела стать первой, поэтому именно она дала плод Адаму, чтобы не она слушала мужа, но он бы слушался ее. Поэтому имя Еве дает Адам как знак своей власти над женой и вместе чтобы отличать ее по имени от своих потомков.
Адаму имя дал Сам Бог, и не было необходимости, чтобы кто-то другой менял ему это имя.
Согласно свт. Григорию Нисскому, у Бога был задуман для людей и другой способ размножения, отличающийся от нынешнего (как святитель его называет, скотоподобного). Поэтому потомки должны были быть, но зачинаться они должны были бесстрастно и в зачатии не передавался бы грех. Конечно, до конца понять эту тайну мы не можем. Во всяком случае, актуально вопрос размножения стал лишь после грехопадения, в связи с чем Ева и получила имя.
Всё равно это как-то непонятно…. Бог изначально сотворил первых людей с детородными органами, изначально был заложен именно «животный» способ размножения
Эти же органы останутся у нас и в вечности, однако они не будут использоваться по первоначальному назначению. Мы не знаем высокого состояния человека до грехопадения. Все это — дело исключительно веры. Никак нельзя безошибочно оценить первозданный мир из сегодняшнего дня.
Игорь, в ваших вопросах постоянно звучит какой-то негатив, при том, что вы делаете выводы из умолчания Писания, а не из того, что оно утверждает. Мне кажется, это неправильный подход.
До грехопадения у Евы не было не только конкретных обязанностей, но и даже имени.
Если об обязанностях женщины не упомянуто, это не значит что их не было. Быть подругой и матерью детей - это уже очень много. Это мы можем вывести из рассказа о жизни в раю и дальнейшей библейской истории (предназначение людей не поменялось). Вот вы видите негатив в том, что Адам назвал жену женой, а для свт. Иоанна Златоуста это что-то очень позитивное:
Видишь, как дает и имя для того, чтобы оно указывало на общность природы, а указание на общность природы и самый способ создания служили бы основанием всегдашней любви и союзом единодушия.
Дело в том, что по еврейски жена - это "иша" (муж "иш"). То есть Адам признает жену очень близким, равным себе существом. Это незаметно в русском переводе, а в оригинале заметно. В остальном о. Евгений уже ответил.
Благодарю за внимательное отношение к вопросам. Они правда меня волнуют. Не негатив, а непонимание возможно оттого, что читая Библию, даже на этапе книги Бытия возникает масса вопросов, на которые не будет конкретных ответов, множество вещей, которые мы не можем знать наверняка, а лишь предполагать. Отсюда порождаются догадки, предположения, интерпретации. Почему Бог так много вещей сокрыл от человека?
Получается, Библию надо читать не только с толкованиями св. отцов, например, но ещё и заглядывать в еврейский перевод, чтобы более полно понимать значение слова…
Нам открыто ровно столько, сколько необходимо и полезно.
Спасибо за разъяснение. Верно ли, что до грехопадения не предполагалось размножение людей? Предполагалось, что не будет потомков, поэтому «жена». Иначе бы Адам нарёк личное имя Еве сразу.