Почему в 1:1 говорится, что «вначале сотворил Бог небо…» и в 1:8 говорится, что «назвал Бог твердь небом». Но небо же было уже сотворено.
«Учителя церковные толковали это место так: небо - это духовный мир, населенный духовными созданиями - ангелами. Земля - материальная Вселенная. Все, что эмпирически постигается человеком - это земля». Понимать нужно так? То есть не в прямом смысле ЗЕМЛЯ и НЕБО.
Или земля и небо - вселенная? «Небо и земля, как два конкретных противоположных полюса всего Мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением «всей вселенной»».
4 Ответа
В конце Вы приводите слова профессора Лопухина и видите некое несоответствие словам более ранних святых. На самом деле несоответствия нет, ведь профессор писал для людей 19 века с более обширными знаниями о вселенной, чем, например, свт. Иоанн Златоуст, который писал для людей 4-говека. Для людей первых веков было бы непонятным описание масштабности вселенной и термоядерных процессов, которые происходят в ней. Библия ведь не учебник по астрономии и физике, это книга о Боге, о Его взаимодействии с людьми, о вере, о добре и зле. Потому там и не должно быть подробного описания физических процессов во вселенной. Она написана для людей с намного меньшим уровнем научных знаний, чем теперь, понятным для них языком. Потому о многих вещах там сказано прикровенно, иносказательно. Профессор Лопухин лишь дополнил толкования святых разъяснениями, вытекающими из научных понятий его века. Далее профессор пишет:
Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или Ангелов.
Другими словами он видит в слове "небо" указание на Ангельский мир, а также и на всю остальную вселенную.
Возникает вопрос: почему же творение Земли описано так подробно, а всей остальной вселенной, включая духовный мир всего лишь одной фразой? Всё станет на свои места, если предположить, что пророк видел творение мира в пророческом видении. Господь поместил его в видении на первозданную Землю в её зародыше. Потому он видел процесс творения как бы с поверхности молодой Земли. А так как всё остальное было сотворено до того, то и вместилось в одну фразу:
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1).
Почему всё остальное не показано подробно? Повторюсь: Бог не Учитель физики и астрономии. Он показал видение, которое было понятно людям того времени. Достаточное для спасения их душ.
В видении пророк видит, как тот первозданный туман (из газа, пара и пыли), который окутывал Землю, рассеялся. Становится видна поверхность Земли, покрытая мировым океаном и небо над головой, окутанное тяжёлыми мрачными тучами. Вот это небо в 1.8 и названо собственно небом. Именно это небо так называли люди того времени, когда писались эти тексты, и другого понятия неба не было.
Таким образом всё становится на свои места: в 1.1 небо - это Ангельский мир и вся остальная вселенная, о чём сказано прикровенно и иносказательно, а в 1.8 это буквально небо над нашей головой.
Более подробно о таком взгляде на творение можете почитать по ссылке.
Непонятно, где тут говорится о двойном творении, в 8-м стихе говорится только о назывании. Понимания слов "небо и земля" бывают разные.
Почитайте толкование свт. Василия Великого на Быт. 1:7. Мы верим, что есть два неба: во-первых, все, что выше земли, а во-вторых, видимое глазами небо. Именно второе обозначено в седьмом стихе. Оно разделяло воду от воды, но сейчас есть лишь вода под этим видимым небом, а над ним нет. Это была та самая вода, которая пролилась в дни Ноева потопа.
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт.7:11-12).
1:1 — «сотворил небо».
1:7 — «создал твердь».
Твердь — это небо (1:8 — «и назвал твердь небом»).
Дважды сотворил небо? Или как?
Объясните…