Здравствуйте, почему и зачем в толкования добавлен еретик Ориген, разве его не осудили на 5 и 6 Вселенских Соборах?
"Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема." (из 6-го Собора).
3 Ответа
Ориген действительно был осужден Церковью как еретик. Однако, из этого не следует автоматически, что всё вообще, чему он учил, всё без исключений, противоречит учению Церкви. Заметим, что некоторые аспекты богословского творчества Оригена привлекали множество православных христиан, в том числе отцов-каппадокийцев.
Как известно, Православное вероучение базируется, главным образом, на Божественном Откровении (зафиксированном в значительной мере в Священном Писании). В то же время в формате этого учения используется немало частных богословских мнений.
Ориген хорошо знал содержание Священного Писания (в свое время он создал фундаментальный труд – Гекзаплы (греч. Ἑξαπλᾶ), где представил тексты Ветхого Завета в шести вариантах (шести колонках или столбцах), представляющих: 1) еврейский текст, 2) еврейский текст в греческой транскрипции, 3) перевод Акилы, 4) перевод Симмаха, 5) текст “Септуагинты” (“Семидесяти толковников”) и 6) перевод Феодотиона. Для отдельных текстов Писания был представлен ещё и седьмой вариант).
Будучи знатоком содержания Библии, Ориген отметился рядом признанных впоследствии комментариев / толкований на библейские тексты. В силу довольно хорошего качества их содержания, впоследствии они неоднократно использовались другими толкователями и комментаторами Священного Писания. Тот факт, что за ряд своих ложных воззрений Ориген был осужден, не говорит о том, что абсолютно все его толкования ошибочны: многие из них были приняты отцами и учителями Церкви.
Что касается некоторых частных соображений теологического характера, выдвинутых Оригеном, ряд из них также отвечает критерию допустимости. Они тоже использовались и используются до сих пор в православной экзегетике и даже в православной догматике (как частные богословские мнения). Ещё раз подчеркнём: осуждение Оригена не означает осуждения всех его богословских мыслей вообще.
Обратимся к контексту, представленному в формулировке вопроса: "Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема."
Как хорошо видно из содержания контекста, здесь подчеркивается необходимость отвержения нечестивых учений, лжеучений еретиков: «Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема». Стало быть, толкователь Писания предостерегается от изложения ложных мыслей, как истинных, от представления еретика, как «безупречного» православного богослова (но такие задачи и не входят в круг специальных задач православных христиан, православных организаций, в том числе в круг задач православного сайта «Азбука веры»). Опять же, иногда толкователи нарочито приводят именно ложные мысли еретиков (сопровождая их соответствующими комментариями); тому могут быть разные причины, например, предостеречь читателя от впадения в те же заблуждения, в которые когда-то впал тот или иной еретик, или для того, чтобы на фоне еретической мысли лучше оттенить суть или правильность верной мысли.
На этот вопрос отвечал патролог священник Гераман Каптен:
Тертуллиан и Ориген в билиотеке рядом со святыми отцами
Что касается догматов, то ни в каких православных библиотеках не рекомендуются сочинения еретиков. Вместе с тем, некоторые оставили глубокие комментарии к Священному Писанию, другие могли потрудиться на благо Церкви. Поэтому Церковь никогда не запрещала воспринять лучшее и душеполезное не то, что от еретиков, даже от язычников. Об этом мы можете почитать, например, в беседе свт. Василия Великого "К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений", небольшая цитата:
Но хотя этому [спасению - свящ.П.] совершеннее обучимся из наших писаний, однако же и из внешних уроков очертаем на сей раз как бы некоторый оттенок добродетели. У тщательно собирающих пользу с каждой вещи, как и в больших реках, по Гезиоду, отвсюду обыкновенно, прибывает многое.