Иисус не хотел исцелить дочь Хананеянки, обозвав её народ псами. Разве не все мы дети Бога? Что за отношение к людям, которые просят помощи? Это расизм? Мы тоже так должны поступать? Он не хотел ей помочь, потому что она была язычницей? Что за отношение к иноверцам? Она ведь тоже человек и не виновата, что её в такой вере воспитали. Значит ли это, что мы не должны помогать иноверцам. Я считаю, что любому человеку, просящему помощи, нужно оказать её, будь то китаец или мусульманин. Разъясните мне, пожалуйста.
3 Ответа
Разве не все мы дети Бога?
Все и ко всем Он относится одинаково хорошо. Поэтому послал Сына Своего на спасение рода человеческого.
Что за отношение к людям, которые просят помощи?
Христос ей помог, исцелил ее дочь. Этого мало?
Это расизм?
Расизм тут вообще ни при чем, поскольку он предполагает предвзятое отношение к человеку другой расы.
Мы тоже так должны поступать?
Если Вы можете исцелить словом, изгнать беса, то несомненно, именно так Вы и должны поступать. Христос так и говорит: “Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы”. Можете? Делайте!
Он не хотел ей помочь, потому что она была язычницей?
Нет, Он хотел ей помочь, но проверял ее веру. Вы ведь наверняка в курсе, что Христос — не добрый волшебник, который должен был показывать фокусы всем желающим по первому запросу? Христу была важна вера, потому что только по вере случаются чудеса. Читайте внимательно Евангелие и увидите много примеров, когда Христос помогает людям, но с единственным условием — их вера. А в данном случае Христос еще и иудеям показал, что Он не делает разницы и помогает всем. Слова о псах — это скорее обращение к тем иудеям, которые были рождены чадами Божьими, избранным народом, но стали хуже псов, погрязнув в грехах и не приняв Спасителя.
Что за отношение к иноверцам?
Вполне в рамках ветхозаветного иудаизма — иудеи не касались язычников. Понятия “толерантность” в те далекие времена не существовало, это вообще новое явление, а тогда за иноверие могли запросто голову отрубить, что и делали во времена гонения на христиан.
Она ведь тоже человек и не виновата, что её в такой вере воспитали.
Это не помешало ей уверовать в Христа и просить Его о помощи. Всякий, кто слышит Благую весть, имеет выбор принять ее или нет.
Значит ли это, что мы не должны помогать иноверцам.
Нет и на приведенном Вами примере мы это видим — Христос помог ей. Вы ведь дочитали до конца?
Я считаю, что любому человеку, просящему помощи, нужно оказать её, будь то китаец или мусульманин.
Все верно, так и поступайте, подражая Христу.
Елена, несомненно, все мы дети Бога, но часто ведём себя так, как будто наш отец — дьявол.
Представьте, что Ваш ребёнок совершил что-то очень нехорошее и после этого, как ни в чем не бывало, пришёл и просит Вас о чём-то. Наверняка Вы обратите внимание на его недостойное поведение, перед тем, как исполните просьбу…
А теперь прочтите, что вытворяли хананеи, какие дикие религиозные культы они практиковали
Вот толкование святителя Иоанна Златоуста на этот фрагмент (в сокращении): «В самом деле, слыша название хананеянки, представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самих основаниях законы природы; а представив это, уразумей силу пришествия Христова. Те, которые были изгнаны для того, чтобы не развратили иудеев, теперь больше иудеев оказывают усердия. <…>
Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь, и сознаю это. “Но Он не отвечал ей ни слова” (Мф. 15:23). Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? Иудеев и неблагодарных вводит, и злословящих призывает, и искушающих не оставляет, а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже и ответа. Кто бы не соблазнился о Иисусе, видя поступок так несогласный с молвою о нем? <…>
Как же поступила жена? Умолкла ли она, услышав это? Отошла ли? Потеряла ли бодрость? Нет! Она еще более усилила свои моления. <…> Кого бы не привели в недоумение слова Спасителя? Довольно было и одного молчания, чтобы привести хананеянку в отчаяние; тем более мог повергнуть в него ответ Христов. Видя вместе с собою в недоумении своих ходатаев и слыша, что просьба ее не может быть исполнена, можно было потерять всякую надежду. И однако, жена не потеряла ее, но, видя бессилие своих ходатаев, вооружилась похвальною смелостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, — сказано: “кричит за нами”; а теперь, когда по причине безнадежности надлежало бы вовсе удалиться, она приступает ближе и кланяется, говоря: “Господи! помоги мне” ст. 25). <…>
Но что это? Или ты не слыхала, что Он сказал: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”? Слышала, говорит она; но Он — Господь. Потому-то она и не сказала: попроси и помолися, но – “помоги мне”. Что же Христос? Он и тем не удовольствовался, но еще более умножает ее недоумение, говоря: “Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам” ст. 26). Удостоив ответа, Господь своими словами еще более поразил ее, нежели молчанием. <…> Он уже не овцами называет иудеев, но чадами, а ее псом. Как же поступает жена? Она в самих Его словах находит себе защиту. Если я пес, говорит она, то значит не чужая. Справедливо сказал Христос: “На суд пришел Я” (Ин. 9:39). Жена любомудрствует, показывает великое терпение и веру, несмотря на свое уничижение; а иудеи, получая исцеления и почести, воздают противным. Я знаю, — говорит она, — что чадам необходимо давать пищу; но и мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу. Если мне вовсе нельзя пользоваться пищею, то нельзя участвовать и в крохах. Если же я могу иметь хотя малое участие в ней, то мне она не совсем возбранена, несмотря на то, что я подобна псу; или лучше, потому особенно я и имею в ней участие, что подобна псу. Христос знал, что она скажет это. Потому-то и медлил (оказать ей помощь); для того и отказывался даровать ей просимое, чтобы показать ее любомудрие. Если бы Он вовсе не хотел оказать ей помощи, то не оказал бы ее и после этого, и не стал бы снова заграждать ей уста. <…>
Он не хотел скрыть столь великой добродетели жены, и то, что говорил ей, говорил не для того, чтобы укорить ее, но чтобы призвать к Себе и открыть скрытое сокровище. Но ты, вместе с верою, познай и смиренномудрие ее. Господь назвал иудеев чадами; а она не удовольствовалась этим, но назвала их и господами. Так далека она была от того, чтобы завидовать славе других! “И псы, — говорит она, — едят крохи, которые падают со стола господ их” (Мф. 15:27). Видишь ли благоразумие жены? Она не стала противоречить, не завидовала похвалам других и не оскорбилась собственною обидою. Какая твердость духа! Христос говорит: “Нехорошо”, — она ответствует: “Так, Господи”! Он называет иудеев чадами, — а она господами. Он называет ее псом, — а она приписывает себе и действие свойственное псу. Видишь ли ее смирение? <…>
Она называет себя псом, а их господами; и за это-то сделалась чадом. Что же Христос? “О, женщина! – восклицает Он, — велика вера твоя” (Мф. 15:28)! Для того, и медлил Он доселе оказать помощь, чтобы сказать эти слова и увенчать жену. “Да будет тебе по желанию твоему”, — т. е., вера твоя может сделать и больше этого, но “да будет тебе по желанию твоему”! Это восклицание подобно повелению: да будет небо — и бысть. “И исцелилась дочь ее в тот час”. Видишь ли, как много она способствовала к исцелению своей дочери? Потому-то и Христос не сказал: да исцелеет дщерь твоя, но: “Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему”, — чтобы ты знал, что сказанное ею были не пустые или льстивые слова, а выражали великую силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство последней заключается в самом событии, — именно дочь ее тотчас же исцелилась».
Основная идея понятна: Христос испытывал веру жительницы сирийской Финикии (см. параллельное место в Мк. 7:26) и потому допустил столь провокативные высказывания. Она эти испытания с честью вынесла и потому удостоилась награды.
И еще надо отметить: Христос исцелял только тех, кто засвидетельствовал свою веру (единственное исключение — исцеление расслабленного при Овчей купели). Потому испытание веры было обязательным условием исцеления.Плюс эта удивительная женщина стала на века для христиан примером истинного смирения.