В Новом Завете сказано:“Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф. 5:29–30). Под этим обычно понимается, что если ближний начинает грешить и соблазняет меня, то нужно отречься, дистанцироваться от него, прекратить общение.
Но вот авва Дорофей пишет:“Иногда мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего; ибо иное есть – осуждать, и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает другого, – гнушается им и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее”.
Как можно согласовать эти две позиции?
6 Ответов
Вы явно напутали смыслы.
Когда говорится об отсечении, то говорится о личном грехе, а не о других людях. Соблазняет глаз — откажись от просмотра, от чтения греховного. Манит рука — займись полезным делом. Когда люди подталкивают ко греху, то избегай их “веселых” компаний. Но избегание общения не должно быть горделивым презрением.
Верно. А Иероним Стридонский трактует иначе. Но весь контекст в отсечении от личного греха, и отказа от тех, кто влечет ко греху “Блажен муж иже не иде на совет нечистивых” Пс. 1:1
Но призрение к людям не допустимо. Мы ненавидим грех, отчего уклоняемся от болезненного общения.
Когда такой вопрос возникает с близкими людьми, то нужно иметь рассудительность в построении отношений с ними. В зависимости от обстоятельств необходимо выбрать правильную линию поведения, чтоб не стать сооучастником греха, и одновременно проявить любовь к ближнему в деле его вразумления.
В первом случае идет речь об изоляции от явного преступника Божьих законов ради взаимной пользы. Во втором случае говорится о горделивом презрении и превозношении над человеком. Есть большая разница в нашем личном отношении к согрешающему, в наших мотивах. Если мотивы наши злы, то значит мы сами грешим. Если же мы действуем с состраданием к ближнему, но не желаем погибнуть из-за его греха сами — то тогда мы поступаем по Евангелию.
Под этим обычно понимается, что если ближний начинает грешить и соблазняет меня, то нужно отречься, дистанцироваться от него, прекратить общение.
Про ближнего в приведенной цитате нет ни слова. Соблазн не обязательно через ближнего приходит. Есть много грехов, которые являются нашими собственными, никто на них нас не наставляет. Одни наши помыслы чего стоят. Поэтому Господь и говорит — отсеки, иначе погибнешь. Бороться с грехом лучше в момент его зарождения, отсекая в самом начале. Если же человек соблазняет на грех, то для начала стоит попытаться вразумить его. И возможно не один раз. Если же не получается и человек упорствует в грехе, то от такого надо отвращаться.
Не нужно гнушаться им и отвращаться от него, как от некоей мерзости. Надо просто временно “поместить его в бан-лист” до тех пор, пока он не прекратит своего провокационного поведения. Но в течение всего этого времени молиться о нем и вообще не желать ему зла. Тут дело не в вашем презрении к данному человеку, а в элементарной самозащите от грозящей от него опасности.
С уважением,
Конечно, надо избегать греха и ближнего, склоняющего нас ко греху. Но не надо презирать и осуждать его. Напротив, надо его жалеть (потому что он сейчас является чадом гнева Божия и сыном геенны) и молиться, чтобы он покаялся и исправился. Где же тут гнушение и уничижение? Такое необщение, напротив, выступает делом любви.
Здравствуйте!
Данную ситуацию нельзя рассматривать абстрактно. Все индивидуально и определяется степенью деяния ближнего, влиянием этого поступка на Вас и Вашим личным духовным опытом. Если Вы не можете справиться и падаете в этот же грех, то несомненно стоит дистанцироваться и заниматься своей духовной жизнью.
Если это никак на Вас не влияет и не повреждает Ваше состояние, но Вы не можете или не должны по конкретным причинам помочь ближнему не грешить, то рассуждение о действиях ближнего может повредить Вашему личному духовному состоянию и лучше подобного не допускать по совету аввы Дорофея.
Помощи Божией!
Такие авторитетные люди как Антоний Великий, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский трактуют Евангельский отрывок именно так как я сказал (подразумевают под глазом, рукой, ногой именно ближнего грешащего). Можете по ссылке посмотреть сами: https://azbyka.org/biblia/in/?Mt.5:29&r
Трактовка, указанная вами (глаз, рука, нога — собственные грехи, страсти), тоже встречается так что я думаю обе трактовки имеют право на существование.