Здравствуйте!
Не могу принять и поклоняться мощам. В храм хожу регулярно, но для меня это дико. Зачем так осквернять тела святых и делить их на части? Зачем надо было беспокоить их тела и извлекать из земли ? Почему люди поклоняются мощам и ждут чудес , а не молятся Богу о помощи и спасении души своей? Словно мощи ставят выше Господа. Я могу себя считать православным христианином, если не хочу почитать мощи? Извините, что так много вопросов.
5 Ответов
Здравствуйте! Практика почитания мощей святых — это общецерковный обычай, существующий с первохристианских времен и одобренный Вселенским собором. Если Вы не противопоставляете для себя свидетельство Вселенской Церкви и одобрение Господа Бога, то можете без проблем верить в то, что Богу это угодно.
Почему люди поклоняются мощам и ждут чудес, а не молятся Богу о помощи и спасении души своей?
Да по разному бывает. Я почитаю мощи святых и это не мешает мне молиться Богу о спасении. Не надо смотреть на других людей, у Вас есть своя голова и знание церковного учения, которое может уберечь вас от злоупотреблений. Кто-то к иконам по-язычески относится, что же, теперь отменить иконопочитание из-за этого?
Я могу себя считать православным христианином, если не хочу почитать мощи?
Нет, не можете. Это такая же общеобязательная практика, как и иконопочитание. Постарайтесь изменить свое отношение, разобрав этот вопрос рационально для себя. И молитесь Господу о том, чтобы он дал возможность принять это сердцем.
Станислав! Почитание мощей (и икон) — часть учения Церкви, соборно утверждены. Мощи излучают Благодать Божию, они вне времени и пространства.
Ежедневно в храмах происходит Литургия, и ежедневно раздробляется Тело Христово, мы вкушаем Его (не хлеб и вино, но именно Тело и Кровь), и Этим получаем Благодать. Господь отдал Своё Пречистое Тело за нас грешных, за наше спасение, и мы с Тайной Вечери раздробляем Его Тело . Мы не убегаем от Чаши, но стремимся в храм непосредственно за Частичкой, принося плоды покаяния.
Когда мы подходим к Чаше, то в ней Тело Христа и Кровь. Каждая частичка содержит в себе всю Его полноту. Нет части Христа, доли Крови, но в каждой частичке весь Христос.
Мощи освящены усилием святой жизни человека и Святого Духа. Не может быть в мощах части святости, но в каждой части вся её полнота.
Святые, как воинство Божие, находятся рядом с Господом. Тем более, святые с радостью стремятся соучаствовать Богу в деле спасения людей, в том числе благодатью мощей и их раздроблением.
Отказываясь от поклонения мощам, мы отказываемся признать действие Духа Святого в них, а значит не признаем Его же действие в Святых Дарах во время Причастия.
Потому, отказывайтесь от своего наваждения, продумайте всё, покайтесь на исповеди, помолитесь Господу. Снимите мысленное напряжение, и через время подходите и поклонитесь мощам.
Станислав, есть поклонение Господу как Богу и Создателю — такое поклонение должно воздаваться только Ему, и если кто-то поклоняется как богу кому-то или чему-то другому, это — однозначно отход от христианства.
Но есть поклонение в смысле «почитание» — почитание проявлений Божией Благодати в мире. Вот недавно был праздник, который прямо так и называется — Поклонение честным веригам (оковам) апостола Петра. Это не означает, что мы считаем куски железа божественными сами по себе — мы вспоминаем об удивительном Господнем чуде избавления святого апостола из темницы.
На этом сайте есть раздел «Мощи святых», где более подробно рассказано о почитании мощей, в том числе приведены труды святых отцов на эту тему.
По более конкретным Вашим вопросам:
1) Почитание мощей — вовсе не «беспокойство» тел святых. Праведный Иосиф ещё в Ветхом Завете завещал, чтобы евреи взяли с собой его кости, когда пойдут из Египта в землю обетованную, что и сделал пророк Моисей — это прообраз новозаветного почитания мощей.
2) Почитание мощей, как и почитание самих святых, в любом случае христоцентрично. Когда мы поклоняется мощам, мы не забываем таким образом Бога — наоборот, мы просим святого молиться о нас Господу.
=Я могу себя считать православным христианином, если не хочу почитать мощи?=
Нет, не можете. Почитание святых мощей является неотъемлемой частью православия. А без православия нет спасения. Поэтому, если вы хотите спасти свою душу, то живите не по принципу “хочу-не хочу”, а так, как требует Святая Церковь. Внимательно изучите православное учение о почитании святых мощей и старайтесь следовать ему, а не своим субъективным пристрастиям.
С уважением,
Зачем надо было беспокоить их тела и извлекать из земли?
У Бога все живы. А святые угодники не просто живы, а Бог им разрешил и благословил им помогать людям, живущим на земле.
Поклоняться мощам как Богу как раз таки нельзя. Ибо поклоняться можно только Богу. Любой из святых угодников скажет вам:
Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
А вот:
Почему люди поклоняются мощам и ждут чудес , а не молятся Богу о помощи и спасении души своей? Словно мощи ставят выше Господа.
А в этом уже может быть доля язычества. Но не осуждайте людей, а подскажите им истину, что с Богом нельзя обменяться, что у Бога можно только просить и что без воли Божьей святые угодники не помогают.
Что нужно самым стремиться стать святыми. Начинать следует с покаяния. Святость же — это награда от Бога за исполнение Божьей воли.
Может быть еще уловка от бесов, что человек начинает мнить себя “уже святым, которому больше ничего не нужно для спасения”.
Но на самом деле покаяние — это постоянный процесс совершенствования. Как писал прп. Исаак Сирин:
Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение.
И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно.
Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами.
Святые угодники творят дела постоянно и никогда не прекращают. Читайте их истории жизни и учитесь у них — как у наставников, которых мы почитаем.