Очень смущает в некоторых церковных лавках изобилие всяких подвесок, кулонов, шкатулок, колечек, платков и прочего с изображением святых, Богородицы и Господа. Такое чувство, что пытаются заработать на чем только можно. Даже по главному православному телеканалу постоянно предлагают купить медальон с изображением Матроны Московской, который поцизионируется чуть ли не как оберег. Может я не понимаю суть, но разве в этом во всем нет какого-то греха и языческих веяний?
5 Ответов
Глядя на такое изобилие, действительно, может сложиться такое впечатление. И я даже отчасти с Вами согласен — местами язычеством отдает. Но ведь важно отношение человека к этим предметам. Как он их понимает. Если как некий оберег — то несомненно, это магическое мышление, свойственное язычнику. А можно воспринимать все это как некую “атрибутику субкультуры”, тогда о язычестве речи не идет.
К сожалению, мы не можем изменить мнения других людей или телеканалов. А вот сами не осуждать и не вращаться мыслями вокруг чужой суеты — можем. Как говорил прп. Серафим Саровский, “спаси себя — и хватит с тебя”.
Не буду настаивать на авторстве прп. Серафима, хотя не вижу ничего, что этому могло бы препятствовать.
Если человек заботится преимущественно о собственном спасении и не занимается спасением всех вокруг, это свидетельствует о его смирении. При этом понятно, что спасение невозможно без деятельной любви к ближнему, к которой мы все и призваны.
К сожалению, иногда встречаются миссионеры, которые спасают всех вокруг, а о собственном спасении как-то забывают.
Сергий, противоположность мнений святых отцов — нормальная вещь. Во первых, приводимые короткие цитаты могут быть вырваны из контекста. Часто мы просто не знаем по какому поводу и кому отцы что-то говорили. Во вторых, любой телогумен, не противоречащий догматам, может иметь место.
Что же касается цитаты, приписываемой прп. Серафиму, то я тоже не думаю, что она принадлежит ему. Скорее это “народное творчество”.
Священные изображения — это не грех. И продажа их тоже грехом не является, так как их не навязывают людям (допустим, угрожая какими-нибудь небесными карами за отказ приобрести), а просто предлагают. Храмы, как и любые земные учреждения, нуждаются в средствах, и они имеют право зарабатывать их и таким, вполне честным, способом.
В церковных лавках я покупаю очень полезные вещи: книги, иконы, четки… Если закрыть такие лавки, то где мне все это брать? Самому рисовать или плести?
Не совсем понимаю “бессребреников”, которые хотят, чтобы храмы не брали пожертвований, не вели торговлю, вообще не заботились о доходе… Так давайте все платить “церковную десятину” (10% своего дохода), как это делают христиане других деноминаций, и тогда всё в церквях станет бесплатным. Но мы хотим только приходить и умиляться, а денежки нам и самим пригодятся? Тогда не надо осуждать.
С уважением,
Цитата не принадлежит прп. Серафиму и противоречит другим святоотеческим изречениям: “Сам я не верю, чтобы можно было спастись тому, кто ничего не делает для спасения ближнего” (свт. Иоанн Златоуст).