Добрый день!
Вопрос следующий:
Допустим человек верующий, но не очень образованный в области православии, приходит на службу. Он желает общения с Богом, но по объективным причинам у него мало знаний и понимания службы (потому что не заканчивал духовных заведений), церковнославянского он не знает, тексты произносимых молитв неразборчивы из-за дикции священника. Стоит этот человек на службе, пытается вслушиваться, но без особого толку. Начинает думать о своем, ждать причастия. Перед этим он конечно же с горем пополам прочитал каноны и последования, и даже ноги успели устать, и может даже где-то начал чувствовать, какой он грешный и падший. Сходит он так пару раз, помучает себя канонами, послушает проповеди, узнает, что он много обязан делать для спасения, но что конкретно не очень ясно, что старую жизнь надо заканчивать, менять привычки и так далее. И грустно ему станет.
Можно ли для таких людей создать версию религии “ультра лайт”? Например, две-три молитвы, если захочет, исповедь, и причастие. Святые Тайны можно было бы, например, выдавать в церковной лавке, чтобы самостоятельно причащаться дома. Цель общения с Богом будет достигнута, но без утомительных и зачастую непонятных формальностей и сложностей. Людям будет проще приходить к вере, и меньше будет отпугивающих факторов. При желании, человек сможет начать полноценно посещать литургии и погружаться глубже. Но при этом не слушать нравоучения, что мы все верим мало, живём как сами хотим, и Господь для нас не на первом месте. Почему не сделать веру доступнее? Ведь даже если мы хотим излечиться от болезни, мы не становимся профессорами химиками, и не изучаем действия таблеток с научной точки зрения. Также и богословие и сложности религии зачем обычному человеку, ему пару молитв, исповедаться и причаститься. Что ещё надо?
12 Ответов
Цель общения с Богом будет достигнута, но без утомительных и зачастую непонятных формальностей и сложностей
Вот не будет достигнута. Сокращение служб сокращает продолжительность целительной благодати богослужения. Если спортсмен пользуется “лайт”-тренировкой, то как достичь ему результатов?
Ваша мысль имеет крамолу, предполагая не смирение грешного человека, а постановление Бога на службу человеку.
Вот Христос не за что пронёс на Себе мучения и Крест, а мы Ему теперь: “Ты это, Господи! Давай Сам подумай, как меня спасти от смерти. У меня, это, ноги и спина тут болят. И не слышно в храме ничего. У Тебя нет попроще вариантика? Я футобол хочу сегодня вечерком посмотреть”
Я соглашусь, что слова и содержание не всегда понятны. Так Бог дал голову, чтоб взять книжку и прочитать, и изучить столь прекрасные покаянные стихи, которые слышим.
Когда человек будет мучаться от издевательств дьявола, имеено теплые воспоминания от участия в богослужениях будут облегчать душеньку.
Максим, Святые Тайны — это Тело и Кровь Христовы. Вы предлагаете (страшно и сказать) торговать Божеством.
Теперь насчёт всего остального: так ведь такие «ультра-лайт» версии уже есть — католицизм после Второго Ватиканского собора, бесчисленные протестантские течения, которые вообще модернизируются хронически… И каков результат? Отход людей от веры, точнее, от вот этих самых предлагаемых им «ультра-лайтов».
В Вене, которая как бы один из центров католицизма, католики недавно передали один из своих храмов православным сербам (и видя экономическое положение Сербской Православной Церкви, я как-то сомневаюсь, что речь идёт о продаже за баснословные деньги).
О протестантских церквях вообще молчу — многие из них фактически переоборудованы теперь в концертные залы.
А ведь Лютер и прочие основатели протестантизма — равно как и деятели Второго Ватиканского собора — руководствовались точно такими же мыслями, что и Вы: сделать веру более доступной. Знал бы Лютер о венчаниях гомосексуалистов и прочих «радостях» современных протестантов — сильно подумал бы, в какую именно сторону ему надо было идти от католичества…
(Впрочем, если уж небезызвестный богач из притчи знал о нравственном состоянии своих братьев, весьма вероятно, Лютеру о деятельности современных лютеран тоже известно, и тогда его можно только пожалеть… Но это ладно, уже уход от темы).
И на всякий случай оговорка: я совершенно не имею в виду, что католицизм до Второго Ватиканского собора был прекрасен и безупречен. Ересью он был — просто после этого собора ситуация стала ещё более унылой.
Максим, я недавно стала прихожанкой, и тоже не понимаю о многом, о чем говориться на службе. Но это приходит со временем, особенно если искать и читать тексты служб.
Про Причащение: Вам нужно, хотя-бы кратко прочитать, для чего оно нужно.
А лучше почитать Евангелие (хотя-бы от Матфея).
Или посмотреть фильмы (например: Страсти Христовы) или посмотреть мультфильмы (даже взрослому человеку они полезны) (например: Иисус. Он жил среди нас; Жизнь Царя/Пасхальный фильм от суперкниги). Особенно моменты Тайной вечери и распятия Христа.
В первое время могут быть искушения в церкви: “как долго”, “что у меня сейчас происходит дома”, “может мне кто-нибудь написал или позвонил, пока телефон был на беззвучном или выключен”. (Хотя никто не писал и не звонил за 1,5–2 часа.) и т.д.
Церковная жизнь для мирян сейчас и так упрощена. Почитайте, например, про службу “Всенощное бдение”. Как она проводилась раньше.
Здравствуйте, Максим! То, что Вы описали, характеризует не верующего человека, христианина, а потребителя услуг. Недавно к нам в храм стал ходить человек, который до 50 лет практически не ходил в церковь и ничего не знал. Но недавно он понял, что без Бога и Церкви больше не может жить и стал ходить. Человек откликнулся на Божий призыв и начал воцерковляться, несмотря на все возможные неудобства. И потихоньку узнает о Православии все больше. И таких людей немало. Они ищут возможности, а не оправдывают свое нежелание. При этом, я стараюсь помогать таким людям, провожу еженедельные занятия по основам православной веры и нравственности, беседую индивидуально. И те, кому действительно это надо — приходят, участвуют и благодарны.
Почему не сделать веру доступнее?
А с чего Вы взяли, что тот “минимум”, который Вы описали — реально достаточен для полноценной духовной жизни?
Также и богословие и сложности религии зачем обычному человеку, ему пару молитв, исповедаться и причаститься.
Вы пытаетесь свести Православие на уровень соблюдения обрядов, хотя это полноценное мировоззрение и образ жизни. Вы не задумывались о том, зачем Христос учил людей вере и закону Божию, если это “все лишнее”? Заповедь Христа: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Мф.28:19–20). Таинства — это важно. Но что толку участвовать в них, если жизнь человека не меняется полностью в соответствии с законом Божьим? А как ее изменить, если человек даже не знает смысла христианства, не знает закона Божия? Подчеркну, что это не курс духовной семинарии, это базовые знания, без которых не спастись просто, хоть сколько причащайся.
И грустно ему станет.
Когда человеку сообщают, что он тяжело болен, ему тоже становится очень грустно. Но теперь он предупрежден и значит, что есть шансы на выздоровление. Разве лучше пребывать в неведении, когда душа умирает, чтобы только грустно не стало? Если же проблема в некачественной подаче материала от конкретного священника, то можно найти другой храм или слушать проповеди в интернете.
Напоследок, приведу слова свт. Филарета Московского, которые, на мой взгляд, сюда очень подходят:
Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым, и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя учителем, и Своих последователей учениками? Прежде нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Первее всего учить все народы: “шедше научите вся языки”. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Не для тебя посланы апостолы. Ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства. Я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет.
Если человеку упростить жизнь, то он совсем ничего не захочет делать.Сначала 3 молитвы, потом ему станет и этого много.Если ещё причащаться будет каждый сам дома, то и церковь не нужна будет. Как вы говорите, прочитает он с горем пополам каноны, почувствует себя грешным и падшим. Так Богу и надо, что бы мы себя чувствовали грешными, а если 3 молитвы только прочитаем и будем думать, какие же мы святые, все что положено выполняем, а дальше и гордость и все остальное. Мы принуждаем себя каждый день к молитве, а если молиться только по желанию, то поверьте мало останется желающих молиться и вообще как то участвовать в жизни церкви.
Вы не первый задали этот вопрос. Задолго до Вас предложенное решение перешло в практическую плоскость и породило протестантизм и вышедшие из него секты. При этом, правда, в лайт-версии оказались и упрощенное и измененное богословие, а также необходимая для спасения аскетика.
Поэтому можно предложить Вашему придуманному горемыке простой путь: заранее прочитывать дома тексты богослужения, носить с собой книжку “Всенощное бдение и литургия” и вовремя ей пользоваться. Сейчас вместо нее можно было бы использовать “Службы Страстной седмицы. Далее, самостоятельно читать и смотреть обучающие видео о богослужении, благо их множество. Наконец, научиться молиться, специально об этом читать и заботиться о качестве своей молитвы. Со временем книжки и видео станут не нужны, конечно.
И таким путем в любом храме бывший горемыка будет как в раю.
Иначе ему придется разрываться между тремя одинаково губительными альтернативами: уходом из Церкви, ропотом и переходом к пятидесятникам, которые обучат вере за несколько минут и предложат интуитивно понятную проповедь-богослужение с феноменом лопотания невнятными звуками “во Святом Духе”, комфортным сидением на стульях и приятным прослушиванием шоу “прославления”.
Собственно, вот и весь выбор.
“Ты это, Господи! Давай Сам подумай, как меня спасти от смерти. У меня, это, ноги и спина тут болят. И не слышно в храме ничего. У Тебя нет попроще вариантика? Я футобол хочу сегодня вечерком посмотреть”
Спасибо за комментарий, но почему-то после попытки ответить по кнопке “Комментарий”, ответ не был опубликован.
В принципе, выделенная часть вашего ответа, хоть и утрированно, но верно выражает мысль о том, что спасает Бог, а не мы сами, и Ему виднее в какие нас условия поставить, и как изменить. И не тщетны ли наши собственные действия? Часто говорится о том, что Господь не спасает насильно, без нашей воли. Но и здесь, кажется, проблемы нет — хоть юридически и не оформишь согласие на спасение, но можно об этом кратко попросить в молитве. Если такое понимание некорректно, если нетрудно, поправьте меня, пожалуйста.
Можно ли для таких людей создать версию религии “ультра лайт”?
Конечно, можно! И даже есть! Куличики на Пасху, вербочки на Вербное воскресенье, водичка святая на Крещение, яблочки на Преображение, поясочки с молитвами, крестики, браслетики, иконочки чтобы дома все хорошо было и т.д. — вполне рабочий вариант, так живут многие “православные”. Не надо утруждать себя молитвами, службами, все для удобства. Пользуйтесь, если подходит.
Отец Дионисий, но то, что вы описали, это не православие, это, может быть, лубок, фольклор и даже с элементами магии и суеверия.
Мой посыл заключается именно в том, чтобы православие оставалось православием, но для тех, кто “не тянет” полную версию, сделать урезанную. То есть, исповедь и причастие обязательно должны присутствовать, но если для доступа на исповедь надо всего лишь очередь выстоять, то до причастия, выражаясь образно, необходимо пройти как минимум два уровня в игре — прочитать каноны + последование (также минимальный пост), выстоять богослужение. Можно облегчить доступ к причастию, ведь люди приходят, в основном, исповедаться и причаститься.
Можно провести грубую аналогию с баней. Человек приходит попариться и помыться, чтобы получить свежесть и чистоту тела, и ему неважно, из каких пород дерева банщик использует дрова, в каком порядке он топит печь, какие эфирные масла используются и т.п.
Также и в церкви, цель человека предельно конкретна — очистить совесть (исповедь), “подзарядиться” благодатью Божией (причастие). Условно говоря, “кухня” священнослужителей обыкновенному прихожанину не очень интересна.
То, что я написал вполне отражает то потребительское отношение, которое красной нитью проходит через Ваш вопрос и комментарии к нему.
Если участие в Божественной литургии для человека — это всего лишь “выстоять службу”, то тут проблема не “кухне священнослужителей”, а в том, что человек не знает ничего об основном христианском богослужении и знать не хочет. Если бы хотел, то во время литургии он бы осознанно молился, а не выстаивал службу, ноя о том, как ему сложно было вычитывать (а не молиться) каноны и выдерживать пост (который вообще не обязателен для тех, кто постится в среду и пятницу и многодневные посты). Никакого специального “доступа до исповеди и причастия” нет, есть лишь предложение Церкви воспользоваться молитвенным опытом святых отцов, и желание это сделать. Если нет желания, то нет работы над собой, а если нет работы, то и нет движения вперед. Духовная стагнация, расслабление от отсутствия духовной работы — это вполне логичные производные “лайт-версии” православия. Впрочем, далеко ходить не будем, примеров лайт-версий много — протестантизм и сектантство различного толка.
“Духовная стагнация, расслабление от отсутствия духовной работы — это вполне логичные производные “лайт-версии” православия.”
Но ведь это лучше, чем если человек сделает выбор, предложенный уважаемым иереем Евгением:
“разрываться между тремя одинаково губительными альтернативами: уходом из Церкви, ропотом и переходом к пятидесятникам”.
А ещё хуже станет атеистом, агностиком или богоборцем, и вообще, что называется, не будет признавать ничего святого и жить по принципу “всё позволено”.
Лайт версия хотя бы позволит оставаться в лоне церкви, общаться с Богом, и вовсе не закрывает возможность для изменения и роста. В любой момент человек может перейти к углубленному изучению молитв, богослужения, вероучения, и так далее.
Максим, никто не запрещает человеку постепенно “наращивать темп” духовной жизни, изучая Евангелие, службу, церковнославянский язык, творения святых отцов. Если сложно молиться, исполняя все правила, то нет никаких проблем в том, чтобы разделить молитвы на несколько дней или посоветоваться с духовником, определив посильный молитвенный труд. Никто не выгоняет людей из храма, если не вычитано молитвенное правило.
Нет никакого смысла ни в каких лайт-версиях, когда есть правильный подход к тому, что есть. Не стоит думать, что многовековой опыт Церкви ничего не значит, а человек общества потребления в духовном отношении опытнее и умней святых отцов.
Максим, существует хорошая добродетель — рассуждение. Её вполне достаточно.
Сложно понять службу? На этом сайте есть множество пособий, начиная от самых простых?
Сложно понять сразу? Можно изучать пособие понемногу и постепенно.
Тяжело исполнить Правило ко Святому Причащению (требует часа времени)? Разделим на несколько дней.
Всё можно вместить не выходя за рамки вероучения и церковного благочестия.
То, что вы пишете о Причащении, вообще никуда не годится. Вы просто не представляете себе уровня этого Действия, иначе бы так легкомысленно об этом не рассуждали.
Что касается остального, то православие — это не некая медицинская наука, которую больному совсем не обязательно изучать, чтобы лечиться. Православие представляет из себя само лекарство, или точнее — курс лечения. И если его многократно разбавить и минимизировать, то оно просто перестанет действовать.
Кроме того, любая значимая религиозная реформа в нынешнем быстро либерализирующемся мире — это процесс, который будет уже не остановить. Пример тому — ряд западных деноминаций, которые теперь можно назвать “христианскими” только в кавычках. Они начали с небольших уступок для удобства избалованных цивилизацией и требующих личных удобств прихожан, а пришли к тому, что заключают браки между пи… пардон, геями. Православие по этому пути не пойдет, а если где-то пойдет, то перестанет быть православием.
Вам лучше всего постараться найти здравомыслящего духовника, который не будет исключительно запугивать вас и ужасаться вашей испорченности, или напротив, “спустя рукава” разрешать вам все на свете, а вдумчиво подберет для вас ту индивидуальную программу духовного роста, которая необходима именно вам. Это и литература, и продолжительность пребывания на богослужениях, и подготовка к Таинствам, и мера постов, и молитвы, с которых стоит начать, и так далее, и тому подобное.
Просите Бога, чтобы Он послал вам такого человека, присматривайтесь к священникам, обращайтесь к ним за советами. Для начала смотрите, чтобы священник не общался с людьми свысока. Я полагаю, что высокомерие — не самый лучший признак для духовного пастыря, хотя кто знает?
А пока стойте на службах, сколько можете, и молитесь, как можете, но только о хорошем. Не пугайтесь “шибко продвинутых” из числа приходского люда, которые иногда попадаются в наших храмах и (что греха таить), любят поумничать и даже поиронизировать над неопытным человеком, вместо того, чтобы с любовью помочь ему во всем разобраться. С них спросит Бог, а нам такого рода людей вообще лучше не осуждать, а просто избегать.
Старайтесь не делать зла, а по возможности делать людям добро. Искренне стремитесь к Богу, и Он выйдет к вам на встречу. И православие раскроется перед вами во всей своей радости и величии, без всякого “лайта”.
С уважением,
Всем огромное спасибо за ответы, которые показали неправоту основной идеи вопроса с разных сторон! Благодаря им удалось посмотреть на себя со стороны без иллюзий.
Хочется надеяться на то, что если кто-то ещё это прочитает с похожим настроением ума (а таких, вероятно, немало среди постсоветских людей), то это его отрезвит.
Ленивый и изнеженный современный человек старается искать лёгких путей, и особенно в страстную неделю легко пойти на поводу у своих слабостей и поддаться искушениям.
Есть такая заповедь Божая:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф.5:3)
Мне кажеться, что все ваше сообщение направлено на то, чтобы отменить эту заповедь — ПЕРВУЮ заповедь блаженств. Можете почитать здесь: О первой заповеди блаженства.
Спасибо за комментарий.
Может по форме это и получилось так, но изначально мысль была о современном человеке, который живёт в мире потребления, постмодернизма и клипового мышления, которому трудно перестроиться и воспринять веру во всей её полноте, и перейти от просмотра роликов в Ютубе и Инстаграме к чтению серьезной духовной литературы и целенаправленной работе над собой. Мне думается, что современному человеку, особенно ещё не пришедшему в Церковь, действительно, значительно труднее воспринять православную веру, чем, например, жителю царской России. Сейчас столько раздражителей, соблазнов и развлечений, могущих занимать время и внимание сколько угодно, что вынырнуть оттуда, поднять голову и серьезно о чем то задуматься бывает просто нет времени. Вы посмотрите на многих представителей молодежи и не только — они живут в своих смартфонах — чаты, картинки, бесконечный поток информации, который можно получить бесплатно, без труда, здесь и сейчас. Представьте, что должно произойти, чтобы такой человек захотел начать трудиться и изучать православие в его полноте и сложности.
Почему, например, секты имеют успех? Потому что они работают с современным человеком, борятся за его внимание, пытаются вырвать из современного контекста, применяют агрессивный маркетинг, предлагают привлекательную упаковку. А мы часто говорим, “если человек захочет…”, “Господь постучится в сердце…”, снимая тем самым с себя ответственность, и не желая считаться с реальностью современного мира. Конечно, подвижки есть. Это и преподавание православной культуры в школе, и систематические беседы на приходах. Но достаточно ли этого? Впрочем, видимо, это более широкая тема, выходящая за рамки вопроса.
“не тщетны ли наши собственные действия?”
Нет, конечно, даже полезны. Процесс обновляет. Движения в молитве, в постах, в богослужениях, в участии в таинствах, всё это незаметно изменяет вектор нашего поведения. Нахождение в Церкви есть согласие на спасение, выход из Неё — это отказ от Христа, от Его спасительной Жертвы. Выходя, мы ошибочно заявляем — я сам справлюсь.