Понятно, что невиновная в разводе сторона может.
Может ли причащаться совершивший прелюбодеяние, виновный в расторжении брака?
Если по злонамеренному поступку одного из супругов брак был признан канонически недействительным (оставление семьи, отказ лечения от алкоголизма и наркомании, покушение на жизнь супруга и т.д.), то может ли виновная сторона причащаться?
Полагаю, что во всех случаях решение будет за архиереем, как и решение о наложении епитимии, но было бы интересным услышать, что говорят каноны или документы РПЦ. Сам, к сожалению, не нашел.
Спаси Господь!
+ чтец Иоанн
1 Ответ
Может ли причащаться совершивший прелюбодеяние, виновный в расторжении брака?
48-е апостольское правило гласит: Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен. Следовательно, пока он находится в отношениях с третьим лицом (любовником) и не принес покаяния, он не может причащаться. Это называется прелюбодеяние.
Если по злонамеренному поступку одного из супругов брак был признан канонически недействительным (оставление семьи, отказ лечения от алкоголизма и наркомании, покушение на жизнь супруга и т.д.), то может ли виновная сторона причащаться?
Если человек разрушил семью - это тяжкий грех, который лишает его права причащаться до покаяния. Если он еще и начал после этого отношения с иным лицом - его грех только усугубляется.
Понятно, что невиновная в разводе сторона может.
Если по заповеди Господа, останется безбрачной после этого (1Кор.7:10-11). 113-е правило Карфагенского собора предписывает:
Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию.
48-е правило свт. Василия Великого говорит тоже самое:
Покинутая своим мужем, по моему мнению, должна оставаться так. Ибо Господь сказал: Если кто-то покидает свою жену не из-за вины блуда, тот подает ей повод прелюбодействовать (см. Мф.5:32) – и тем, что назвал ее прелюбодейкой, Он запретил ей сожитие с другим. Возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодеяния, а жена, которую Господь назвал прелюбодейкой за сожитие с другим мужем, была безупречна?
Таковы учение и практика Древней Церкви, основанные на Слове Божием и никто не вправе ими пренебрегать.
Согласно Евангелию и канонам — не может.
Остался один неразрешенный вопрос. Во всяком случае, вижу явное противоречие. Допустим, был брак и распался. Невиновный повторно вступил в брак по благословению архиерея. Разве не может он тогда причащаться? Документ Архиерейского Собора «О канонических аспектах церковного брака» прямо говорит о возможности для мирян второго и третьего брака (http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html).