Здравствуйте. Если человек невоцерковленный и некрещеный, Библию и Евангелие не читал, в церковь ходил лишь несколько раз в жизни в детстве с бабушкой, но как то через свой собственный опыт, через свои ошибки, через мирскую жизнь, пришел к тому что стал бескорыстно помогать людям, незлобный, искренне улыбается окружающим, чувствует искреннее сострадание из сердца даже к тем к кому в обществе это не принято проявлять. Потерял свою гордыню и жадность. Какое будет мнение церкви о таком человеке?
4 Ответа
Церковь — это корабль спасения. Посадка на него — дело добровольное и от личных качеств человека зависит ровно настолько, насколько они ведут его к кораблю. Билет на корабль — крещение. А вот когда куплен билет и произведена посадка, то самое время проявить свои добрые качества. Того глядишь, кого-то за руку с собой ухватить получится.
Спасение невозможно без Христа. Если человеку не интересен Христос, то о каком спасении речь?
То есть получается что 6 млрд не христиан на Земле не спасутся какими бы они душевными качествами не обладали?
А никто не говорил, что спасутся все. И еще раз повторюсь — никакие душевные качества к спасению отношения не имеют. Спасение — это чисто христианское понятие, оно не возможно без Христа. Было бы очень странно говорить о спасении атеиста, который вообще в Бога не верит, или язычника, поклоняющегося истуканам.
Тоесть получается что язычник или атеист обладающий по-настоящему добрым сердцем и любящий ближних как самого себя(как говорил Христос) и готовый положить свою жизнь за своих друзей не имеет шансов на спасение,а христианин, который стремиться к спасению и соблюдает посты и возносит молитвы, но ‚например, бьющий своих детей, трусливый, и неспособный искренне любить кого то имеет?
Максим, а почему как неверующий, так сразу хороший, а как христианин, так сразу плохой? К чему эти крайности? Ваша формула с явным перекосом. Молиться и поститься — это не главное, главное — любить Бога и ближнего. Если христианин этого не делает, то он не живет так, как заповедал Бог, и его личное спасение под большим вопросом. Само по себе крещение не делает человека святым, оно дает ему возможность спасения, открывает для этого путь.
Любить маму, папу, жену и детей — это не подвиг, и положить жизнь за них — не подвиг. Так поступают все, и верующие и неверующие. Об этом говорит Христос в Евангелии: “Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?”. Призыв Христа — любить не только близких родственников или друзей, но и совершенно посторонних людей.
Это был гипотетический пример. Я не сказал этим что все верующие плохие, а все неверующие-хорошие. Или что среди неверующих хороших больше.
Но ведь Вы в предыдущем своем комментарии написали, что никакие душевные качества отношения к спасению не имеют. А разве любовь не душевное качество?
И не вижу никаких преград для язычника или атеиста, чтобы любить и посторонних людей
Максим, всё просто. Если человек своей жизнью отвергает Бога и Его Церковь, то кого он считает источником своих добрых дел? Очевидно, что себя. Отвергая необходимость покаяния, осознаёт он свои грехи? Нет.
А это и есть самая настоящая гордыня.
См. подробнее: Можно ли быть хорошим и не спастись?
Нет, человек не отвергает Церковь, просто никогда не задумывался о ней. В своих ошибках(грехах) раскаялся сам, а источником своих добрых дел ничего и никого не считает, просто поступает так потому что так чувствует
Максим, заметьте, я написал “своей жизнью отвергает”.
Каждый человек задумывается о Боге и смерти, исключений не бывает, это фундаментальные вопросы.
Раскаялся сам в грехах это хорошо, но, вспомним, что Иуда тоже раскаялся. Раскаяние (сожаление) — это лишь первый этап покаяния.
Человек, жизнью отвергая Бога, ставит себя на Его место. Он может об этом не думать, но это факт.
Чувства — ненадёжный советчик, они многих завели в тупик.
Тоесть по вашему Иуда не достоин прощения даже при условии того что он раскаялся? И например чувство сострадания и теплоты к кому то- ненадежный советчик
и возможный путь в тупик?
Иуда раскаялся “пошёл и удавился”, как сказано в Св. Писании. Раскаяние — это лишь сожаление. Алкоголик тоже каждое утро раскаивается и к вечеру опять напивается.
Бог же ждёт от нас покаяния, т.е. изменения, преображения, а не просто сожаления и повторения грехов.
Максим, таких вопросов может быть сотни, важно понять логику святости и греха. Грех есть нарушение заповедей, первая и вторая заповеди говорят о богопочитании. Это стержень веры и праведности.
Что значит хороший человек? Это человек — высшее создание Божье, который принимает дар Творца — Божественное совершенство (Мф.5:48). Достигается оно исполнением заповедей Божьих (Ин.15:10–12).
Главная заповедь двуедина — о любви к Богу и ближнему. По словам святого Иустина (Поповича): “Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман”.
Любые добрые дела человека, даже атеиста, не автономны от Бога, ведь это Творец вложил в нас духовный компас — совесть и это она направляет нас к деланию добра.
Не всегда раскаяние лишь сожаление, бывает и настоящее раскаяние и оно не всегда делиться на стадии и после него бывает человек как Вы и сказали преображается.
И в чем самолюбие атеиста, если он любит без веры в Творца? Его любовь получается более чистая, ведь он не верит в ад и рай и спасение. Он любит просто так.
Раскаяние — это сожаление, покаяние — это изменение, преображение. Это разные понятия.
Под преображением я тоже имел в виду конкретный аскетический термин — обОжение. Преображе́ние челове́ка – духовно-нравственное совершенствование человека при содействии Божественной благодати. Оно недоступно для отвергающего Бога своей жизнью.
А с чего Вы взяли, что верующий обязательно любит Небесного Отца за что-то? Любовь неверующего ущербна по определению, ведь он не любит Отца Небесного и отвергает Его любовь. О какой чистоте тут может идти речь?…
Гордыня и тщеславие, вот мощнейшие стимулы благотворительности, без рассмотрения внутренних стимулов человека мы не увидим реальной картины.
Максим, Вы упрямо рассматриваете выдуманную картину, реальность значительно сложнее.
И мне кажется, мы ушли в сторону. Давайте резюмирую ответы. Дела человека, о котором вопрос, похвальны в человеческом обществе, но не достаточны для Царства Божьего. Ели человек не хочет знать Царства Божьего на земле, то он не сможет туда войти после смерти тела. Даже в нашем мире мы не бываем в гостях у тех, кого знать не хотим.
Хорошее мнение. Он же делает добро, что в этом может быть плохого? Но на вечное блаженство в Раю такой человек рассчитывать не может. Кто творит добро ради земного — например, ради собственной внутренней гармонии, ради людей или ради похвалы — тот и получит земную награду. То есть те же похвалы от людей, лицезрение плодов своих добрых дел, хорошую память о себе, душевное умиротворение… Вечную же небесную награду получит тот, кто творил добро ради небесного, то есть ради Бога.
А если человек настолько не интересовался небесным, что даже не счел нужным прочитать Священное Писание, креститься и воцерковиться, то и речи о небесной награде идти не может. Он получит то, что заслужил: благодарность от людей, и не более.
С уважением,
А как же сроки из Евангелия: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
Разве они не говорят о том что служение ближнему и есть служение Богу?
Разумеется, если и имелось в виду служение Ему. Бог не навязывает человеку того, чего человек не просил. Не хочет человек быть с Богом — значит, не будет.
С уважением,
Но Вам не кажется что это как то странно звучит? Я имею в виду помогать людям ради Бога, а не ради их самих, это значит использовать людей в своих целях(в данном случае с целью получить блаженство в Раю). Вот если бы мне кто то помог а потом сказал или я каким то образом узнал что он это сделал чтобы угодить Богу, я бы очень удивился и если помощь была бы например материальной, то наверное бы даже вернул бы этому человеку то что он мне дал.
Если бы Вы так сделали, то продемонстрировали бы тем самым свою гордыню, причем настолько “зашкаливающую”, что Вам требуется, чтобы Вас любили больше Бога. Ревность к Богу — это уже за гранью… Уже не говоря о том, что никто из тех, кому действительно жизненно-необходима помощь (например, больной или голодный) не вернет ее из соображений личных амбиций. Даже если бросили в лицо — не вернет, иначе погибнет. А просить помощи без необходимости грешно.
Состояние “наемника”, то есть человека, служащего Богу ради награды, нормально для христианина. Но оно не является высшим. Высшее — это состояние сына, то есть того, кто служит Богу ради любви. К этому мы все и должны стремиться.
Кроме того, любовь к Богу и ближнему неразрывно связаны, и одно без другого невозможно. Вспомните две главные Заповеди, данные Спасителем. В Священном Писании обо всем написано. Если его читать, то таких вопросов не возникнет.
Ну такое действие только с точки зрения христианина(и то я думаю не каждого) может быть ревностью к Богу и гордыней. Мне кажется многие люди бы так поступили. И не обязательно просить о помощи и не обязательно она должна быть жизненно необходима: например людям может быть известно о каких нибудь бытовых проблемах в квартире или доме. Но ведь не только христиане способны любить, но и атеисты и язычники и мусульмане.
Понятно, что с точки зрения христианина. Ведь здесь и отвечают христиане о христианстве.
Людей способны любить и нехристиане, но Бога могут любить только христиане, так как только в христианстве содержится знание об истинном Боге. А подлинная любовь к ближнему невозможна без любви к Богу, как и наоборот. См. две Главные Заповеди.
Прп. Анастасию Синаиту задали однажды вопрос: Если кто-нибудь неверующий творит много добрых дел, то войдет ли он в Царство Небесное?
Святой ответил:
Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.
Один судья мусульманин позвал в гости христианина Авву, подвизавшегося в тех местах. Угостил его ужином и спросил:- «Скажи мне мудрый человек, вот я судья, я мусульманин и стараюсь жить по законам. Я честно сужу, не беру мзды, кормлю бедных, молюсь, соблюдаю посты. Выполняю всю волю Аллаха. Так неужели я не буду наследовать Царства?».
Авва ответил:
— «Скажи мне, уважаемый, у тебя дети есть?».
— «Есть», – ответил судья.
— «А слуги есть?».
— «Есть и слуги, конечно!».
— «А скажи мне, кто слушает тебя лучше, слуги или дети?», – спросил старец.
— «Слуги, слуги лучше, они каждое мое слово ловят. Во всем угодить стараются. А дети часто строптивы, не слушают меня, своевольничают», – ответил судья.
— «А скажи мне, когда умирать станешь, кому все свое добро оставишь, детям или слугам?».
— «Конечно детям!», – воскликнул судья.- «Вот так и с Царством. Ты можешь быть идеальным слугой, но наследство получит сын. А усыновление происходит только через Иисуса Христа…».
А разве такой человек такой своей жизнью и приобретя такие душевные качества уже не спасся? Ведь многие из крещеных и воцерковленных людей не обладают такими качествами, неужели они спасутся а этот человек нет?