Хотел бы попросить разрешить одно недоумение. Христиане часто молятся о свершении воли Божией при принятии какого-либо важного решения в жизни (брак с тем или иным лицом, выбор профессии, университета и т.п.), некоторые ездят для этого к старцам, ожидая что те откроют им волю Божию. Вопрос: означает ли это, что у Бога на каждого есть предначертанный план (который человек может реализовать или поступить по своему) или что-то другое? Вряд ли Бог приготовил для каждого человека строго определенного супруга, строго определенный вуз, строго определенное призвание в жизни. Потому что человек сам свободно выбирает в такие моменты и Бог допускает разные варианты выбора, которые не противоречат Его закону. Как вы полагаете здесь соотносится понятия человеческого выбора и воли Божией? Иными словами, всегда ли воля Божия желает нам определенную работу, место учебы, супруга или допускает равно богоугодные варианты?
2 Ответа
Сергий, возможно, Вам поможет разрешить недоумение следующий фрагмент из "Диспута в Визии" прп. Максима Исповедника:
И говорит ему Феодосий епископ: «Как живешь, господин авва Максим?»
Ответил святой: «Как предопределил Бог прежде всех веков Свое промыслительное обо мне решение, так и живу».
Феодосий говорит: «Что же ты говоришь? Но разве прежде всякого века о каждом из нас предопределил Бог?»
Максим сказал: «Если предуведал, то без сомнения и предопределил» (Рим. 8, 29).
Феодосий: «Что значит это – «предуведал» и «предопределил»?»
Максим: «Предведение есть (то, что) касается находящихся в нашей власти мыслей и слов и дел, а предопределение касается не находящихся в нашей власти событий».
Феодосий: «Что находится в нашей власти и что находится не в нашей власти?»
Максим: «Как кажется, господин мой, зная все, ради испытания беседует с рабом своим».
Феодосий: «Ради, клянусь, истины Бога, я спросил по незнанию и желанию узнать различие между тем, что в нашей власти и что не в нашей власти, и каким образом одно находится под предведением Божиим, а другое – под предопределением».
Максим: «В нашей власти находится все добровольное, именно добродетели и пороки, а не в нашей власти – подвержение нас разного рода случающимися с нами наказаниям или противоположному им наградам. Так, не в нашей власти ни наказующая нас болезнь, ни одобряющее здоровье, но производящие их причины в нашей власти, например, невоздержание – причина болезни, как воздержание – здоровья, и соблюдение заповедей – причина Царства Небесного, как преступление их – огня вечного».
При таком вопросе и ответ будет другой. Из двух зол надо выбирать меньшее, а из двух добродетелей большую.
Конечно, мы иногда можем выбирать из хорошего и лучшего. Например, апостол позволяет верующим и вступать в брак, и оставаться безбрачными — греха в этом, по общему правилу, нет. Но Бог заранее знает мой выбор. Вы ведь читали 13-е собеседование прп. Иоанна Кассиана Римлянина?
Благодарю за ответ.
Вопрос: означает ли это, что у Бога на каждого есть предначертанный план (который человек может реализовать или поступить по своему) или что-то другое?
Нет, не означает. Предначертание (предопределение) - это не в христианстве. Человек не мог бы изменить предопределение Божие. Но у всех есть свобода и каждые своей свободой управляет сам.
Воля Божия, к примеру в случае с супругом, могла бы проявляться так: некий юноша или девушка усердно молятся о том, чтобы встретить хорошего человека и при этом всецело полагаются в этом на волю Божию. Беспрекословно. И когда появляется такой человек, то благодарят Бога и вступают в брак. Но когда молодой человек или девушка едут к старцу, ставят его перед выбором, говоря "есть девушка Катя (парень Ваня), мы с ней (с ним) уже два года встречаемся и хотим пожениться. Есть ли на это воля Божия?", то это просто проявление своей воли и сомнения относительно правильности выбора, плюс псевдоблагочестивая попытка переложить ответственность за выбор на старца. Похожая логика будет и том случае, если будет вопрос: "Вот есть у нас на работе девушка Катя (парень Ваня), угодно ли Богу, если мы с ней (с ним) будем встречаться и поженимся?" Не Бог ли дал человеку заповеди и разум, чтобы их понимать и соблюдать? Критерий выбора мужа - не мнение старца, а соответствие христианскому образу жизни и особенности характера. А узнать это можно лишь из общения с человеком.
Та же логика и с работой. Бог ведь не работодатель, так зачем спрашивать у Него угоден ли ему работник? Если работа не несет в себе греха, устраивает зарплата, коллектив, место, то иди да работай. Не устраивает - не работай.
С местом учебы та же логика. Человек же не в единочасье решает куда ему пойти учиться после школы. Этот выбор слагается из многих факторов и желаний.
Благодарю за ответ.
Недоумение осталось. То, что от нас не зависят многие обстоятельства, это ясно. Неясно другое. Всегда ли угоден Богу какой-то один мой выбор (работы, учебы, супруги и т.п.) или может быть несколько равно богоугодных вариантов, один из которых я выберу сам?