Возвожно будет глупый вопрос.
Недавно, с наступлением Великого поста, решила не только сама молиться за родных и близких, но и просить об этом Церковь (хочу подавать записки), т.к. церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:19–20).
Как правильно подавать записки о живых и усопших (на Литургию, на молебнах и при чтении Псалтири и т.д.)?
Изучая уже подобные вопросы на этом сайте и в других источниках, столкнулась с тем, что канонических правил по этому поводу нет.
Кто-то пишет, что на Проскомидию можно подавать записки только о воцерковленных людях, которые сами причащаются, т.к.: “После Литургии священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»”. (Из-за этого не понятно, зачем тогда за этих людей подавать записки, т.к. они уже причащаются, и Господь через причащение омывает их грехи). И подают записки только для очищения грехов или в целом, чтобы Бог помиловал этих людей?
Кто-то пишет, что нельзя подавать записки о невоцерковленных людях на Проскомидию, а на другие службы можно (на молебны и при чтении Псалтири).
Кто-то, что можно и нужно молиться о всех крещенных.
Этот вопрос в дейсвительности не регламентирован и в каждой церкви делают по разному?
3 Ответа
Говоря о частицах на проскомидии, свт. Симеон Солунский замечает:
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. «Что общего у света с тьмою?» (2Кор. 6:14) Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.
Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).
Это и есть церковная мера выбора имен для написания в записках.
Вообще советую почитать эту книгу свт. Симеона, Вы много полезного узнаете о церковных обычаях и священнодействиях.