Добрый день.
В советское время издавались иллюстрированные сборники сказок народов нашей Великой страны (Русские народные сказки, Мордовские народные сказки, Чукоткие народные сказки, Уральские сказки, Сказки народов севера и т.п.).
Нередко в данных сказках в качестве сказочных персонажей присутствует черт (иногда его еще называют нечистым), ведьмы, мертвецы, колдуны и даже смерть. Во многих сборниках имеются иллюстрации подобных "персонажей".
Безусловно почти во всех сказках добро побеждает зло и данные "персонажи" так или иначе в конце сказки высмеиваются и посрамляются.
Еще в сказках иногда высмеиваются священнослужители и иконы и это не удивительно учитывая, что сказки составлялись и обрабатывались в период иного отношения к Православной вере и Церкви.
Но это старые милые сердцу детские сказки на которых вырастало наше поколение и с которыми не хотелось бы расставаться из-за подобных предрассудков. Тем более указанные персонажи не могут повлиять на мое личное отношение к Православной вере.
Мнения по данному вопросу существуют разные: одни считают, что данные книги душе вредные и от них необходимо избавится, другие склоняются к тому, что ничего критического в этом нет (так как упоминания дьявола есть в Священном писании и его изображение есть на иконах например на иконе Искушение Иисуса Христа в пустыне, на иконе Страшного суда)
Вопрос:
Мне хотелось бы знать Ваше мнение о содержании в домашней библиотеке Православного христианина подобных сборников сказок содержащих изображения и описание вышеуказанных "персонажей".
С уважением к Вам Александр.
5 Ответов
Относиться нужно к таким сказкам со всей серьёзностью, с боязнью навредить себе и близким.
Смех и надругательство о Церкви и Боге, при всей реальности духовной жизни, оставляет без защиты перед бесовскими проделками.
Примеров этого очень много, когда политики, писатели, артисты и обычные люди "случайно" теряли реальность и ум, сами превращались в грустное посмешище на смертном одре.
А как можно относиться к кощунству? Я имею в виду высмеивание икон и т. п. И кто может считать кощунства чем-то малозначимым и даже "милым сердцу", а отторжение их - "предрассудками"? Только тот, для кого чем-то малозначимым в жизни является сама православная вера.
Что касается поколений, выросших на таких сказках, то их судьба говорит сама за себя: они породили множество атеистов и неудачников. Тех, кого принято собирательно называть "совок", то есть человек, умеющий только ненавидеть да ныть.
Я думаю, что нужно смотреть на эти художественные произведения с той стороны, как они будут влиять на воспитание человека, который их читает. Если от подобного чтения у читателя переворачиваются нравственные ориентиры в голове, воспитывается пренебрежение к священному, то в этом нет ничего хорошего. Если же они приносят пользу и читатель сможет сделать выводы, совместимые с христианским мировоззрением, тогда, я думаю, это нормально. Многое зависит от читателя и комментирующего чтение.