3 Ответа
Разные, далеко находящиеся друг от друга люди вспоминали через много лет об одних и тех же событиях. Естественно, что их воспоминания разнятся в некоторых деталях. Это не имеет принципиального значения и никак не влияет на понимание смысла произошедшего.
И именно такие факты свидетельствуют о том, что Евангелия не редактировались, а дошли до нас в первозданном виде.
С уважением,
В эпизоде отречения апостола Петра действительно есть расхождения между евангелистами. Кроме тех, что Вы отметили, еще можно привести пример с количеством пений петуха: в Евангелии от Марка сказано, что после третьего отречения петух пропел второй раз, тогда как в других — предполагается, что в первый раз. Еще одно отличие: в Мк. 14:70 сказано, что третий раз его обвинили в связи со Христом потому, что по его диалекту идентифицировали его как жителя Галилеи, тогда как у евангелиста Иоанна говорится, что родственник Малха видел его в Гефсиманском саду.
Все эти различия относятся к так называемому человеческому фактору: евангелисты записывали по памяти (или на основании предания) события (причем несколько десятилетий спустя самих событий)и второстепенные детали каждый описал по своему. Хорошо об этом сказал блаженный Августин: “как кто запомнил, или как кому было по душе изложить — короче или пространнее, но, безусловно, одну и ту же мысль, — так тот и излагал”.