4 Ответа
Дело в том, что это это поэтапный процессс, сразу любить врагов вряд ли получится.
Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать.
Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать.
Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам.
Святитель Тихон Задонский (1724–1783).
Любить можно чувством, а можно делами. Например, любовь к Богу - соблюдение заповедей.
Так и ближних мы должны любить, и дальных - деланием добра человеку. Прощать надо всех. Общаться или нет - это личный выбор человека.
А за проклинающих следует молиться, ибо они страшным грехом своим прокладывают себе дорогу в ад.
Врагов нужно любить как себя.
В практическом плане это можно делать "адвокатствуя" в уме о них. То есть, находите причины, по которым хороший человек таковым стал. Например, в отношении гонителя на монастыри: "посмотри на него, он старается на работе, обеспечивает родителей, детей, даёт рабочие места. Как жаль, что у него на пути не нашлось того, кто смог привлечь его взгляд к Церкви. Но это просто так сложилось, я и сам только узнал о Боге, но так далёк от Него."
Тем не менее, если это близкий человек, то по возможности поговорите о своих отношениях, о Церкви. Тогда:
Мф. 18:15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего ... если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.
Если увещевания не помогли, то прекращайте общение без злости.
Любовь врагов не означает
"не чувствовать наносимого ими вреда и не иметь никакого негодования на их несправедливость, и не в том, чтобы всегда уступать их злобным намерениям, не предпринимать никаких мер к своему защищению от их несправедливых нападений, не требовать удовлетворения за причиненные ими обиды и иметь с ними дружественное общение. Любовь к врагам состоит в том, чтобы отрицать злобу и неприязнь к ним в своем сердце, иметь к ним уважение как к людям, созданным по образу Божию, и постоянно желать им истинного блага и прежде всего того блага, чтобы они вразумились, покаялись и отложили свои злые свойства, о чем, как мы знаем, христианин обязан даже молить Бога (Рим. 12, 20; 1 Пет. 3, 9). В этом и состоит истинная любовь к врагам, которая совершенно возможна и вполне обязательна для чистой, верующей души христианина" (доктор богословия, протоиерей Николай Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении).