Добрый вечер.
Хотелось бы знать, как Церковь на сегодняшний день относится к трудам П. А. Флоренского, в частности, "Иконостас", "Имена" и другим?
3 Ответа
Вот, что написано об отце Павле на нашем сайте:
Что касается его богословских произведений, не все они признаются бесспорными. Между тем, ввиду глубоких и содержательных мыслей, они занимают видное место и могут быть полезны современному читателю
О. Павел Флоренский, несмотря на мученическую кончину, распространял в своих сочинениях некоторые еретические мысли. В частности, он исповедовал имеющее гностические корни лжеучение о Софии как четвертой ипостаси Троицы. Весьма подробный разбор этого учения (с многочисленными цитатами из Флоренского) содержится в этой книге свт. Серафима (Соболева). Впоследствии это учение было осуждено и соборно: Указом Московской Патриархии об осуждении учения прот. С.Н.Булгакова о Софии от 7 сентября 1935 г., а также Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии – Премудрости Божией.
Именно данное еретическое учение мешает канонизации о. Павла, а для верных православных христиан оно служит препятствием для чтения его сочинений.
К его трудам надо относиться с осторожностью, как и к трудам любого современного богослова, сверяя все со Священным Писанием и учением Церкви. Для этого существует церковная цензура. На книге должен стоять гриф: Рекомендовано (или допущено) Издательским советом Русской Православной Церкви. У книги Иконостас есть такой гриф. У книги Имена - нет.