4 Ответа
Свт. Иоанн Тобольский пишет о том, что злоба и обида на недоброжелателей происходят от того, что мы не видим (или не желаем видеть) за этим руку Божию. Если мы понимаем, что за всяким оскорблением, клеветой, злословием, любым негативом в наш адрес, стоит не человек, не демон, а Сам Промыслитель и любящий Отец, Который знает зачем это должно было произойти, это позволяет нам совсем иначе смотреть на все, что с нами случается. Это не понуждает нас к тому, чтобы позитивно относиться к реальному злу в наш адрес со стороны ближних, но позволяет нам иначе посмотреть на ситуацию и найти в ней пользу для своей души. Например, верующий человек знает, что безропотное и беззлобное терпение оскорблений наносит ущерб диаволу, а сам человек освобождается через это от наказания за свои прошлые грехи. И здесь уже можно самому сделать рассудительный выбор: злиться на людей (и не получить для себя никакой пользы) или изменить отношение и приобрести множество благ из этого.
Как правило, в корне этих грехов лежит гордыня. С ней и надо бороться в первую очередь. Нет универсального ответа как это делать в Вашем конкретном случае, но общий совет таков - грехи искореняются противоположными им добродетелями. Также советую поговорить об этом со священником лично.
Ваше Высокопреподобие, спасибо Вам. Храни Вас Господь.
По такому краткому вопросу трудно сказать что-то конкретное, не зная его личных предпосылок. Поэтому посоветую прочитать (или перечитать) авву Дорофея. Там излагаются и теоретические основы, и практические рекомендации. Вообще полезно почаще перечитывать эту книгу. Тогда наши начальные страсти не обратятся в навык.
От себя тоже добавлю несколько слов. Надо почаще вспоминать свои грехи и в сердце каяться в них перед Богом. Вспоминать о скором суде Божием, на котором нам предстоит дать ответ, после чего наступит вечность - блаженная или мучительная. На этом фоне грехи или глупости других людей имеют очень мало значения. Надо научиться не осуждать, но жалеть грешников, потому что они, если не успеют покаяться, пойдут в вечную муку. Страшно!
А гнев надо обращать на самого себя, когда мы грешим. И без всякого уныния снова начинать спасительное делание покаяния. Частая исповедь и причастие Вам в помощь, вкупе с чтением Евангелия, житий святых и сочинений преподобных отцов.
Есть довольно простые и общедоступные приёмы.
- Стараться не сразу говорить или что-то делать в порыве гнева, а первоначально обратить свой ум к Богу и помолиться: "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость!" Повторять эту молитву мысленно, пока гнев не уляжется и только тогда говорить и делать.
- Не давать раздражению облекаться в слова и дела. Пока демон не выпущен наружу, он поддаётся укрощению. Если же выйдет, начнёт вокруг всё крушить уже неудержимо. Для этого можно, по примеру святых, молча и быстро удалиться от раздражителя.
- Научиться прощать ближним. Для этого, когда накатывают помыслы обиды, мысленно обращаться к обидчику со словами прощения. А потом попросить у Бога и себе за это прощение самого тяжёлого своего греха (Как мы прощаем, так и Господь нас прощает).
Есть и другие приёмы, которые можно найти, читая святых отцов.
Спасибо Вам за ответ , храни Вас Господь.