Здравствуйте!
У меня есть два больших молитвослова - книга для мирян и электронный, с текстами службы мирянским чином, на случай необходимости. Второй не обозначен как иноческий, но в нём после вечерних молитв я обнаружила предостережение:
"Аще обрящеши возглавницу мягку, остави ю, а камень подложи Христа ради. Аще ти зима будет спящу, потерпи, глаголя: яко инии отнюдь не спят."
Я понимаю, что не стоит выискивать у себя грехи - тут бы явные побороть сначала. Но меня несколько смутили эти слова. Из святоотеческой литературы понятно, что лишний сон, как и чрезмерное стремление к удобству нехорошо. Но как отнестись конкретно к этому наставлению? Или оно больше относится к монашествующим?
Буду благодарна за ответ.
6 Ответов
В вопросах аскетики не так много универсальных советов, многое зависит от духовного возраста человека. Кроме того, такие вопросы задают духовнику, а не незнакомым людям.
Я понимаю, что не стоит выискивать у себя грехи...
Это хороший ответ на Ваш вопрос.
Да, это иноческий совет, который не является обязательным для Вас.
Благодарю!
Комфортный сон не греховен, а необходим. Не выспавшийся человек плохо выполняет свои обязанности, неадекватно себя ведёт и чаще наносит обиды окружающим.
Неужели у вас настолько истреблены все другие грехи и страсти, что вас заботит только то, спать вам с камнем под головой, или нет? Неужели вы никого никогда не обижаете, не злитесь напрасно, не испытываете блудных чувств, не гордитесь и т. п.? Посмотрите Заповеди Божии - из которой из них можно сделать вывод, что нужно плохо спать?
С уважением,
Благодарю за ответ. На самом деле я заметила, что с достаточным (но не излишним сном) сопряжена более внимательная молитва, желание служить ближним и вообще дневная активность лучше.
Это совет для монаха, он не обязателен для исполнения мирянами.
Спаси Господи!
Иные миряне подвизаются столь усердно, что принимают подобные наставления с радостью.
Но если для Вас так поступать затруднительно, то исполнять это не нужно, потому что Вы еще не пришли в необходимую духовную меру. Вообще подобные опыты желательно делать под руководством опытного духовника.
Но раз уж не получается делать, то вместо этого стоит осудить себя, что всегда полезно: в самом деле, пока Вы сладко спите, кто-то подвизается указанным Вами способом. И кто из вас скорее войдет в Царство Божие? Такое самоосуждение очень полезно против самопревозношения и разленения.
Да, и правда полезно. Пока постараюсь направлять отдых, полученный от сна, на полезные для души дела. Спаси Господи!
Удивляться трудам сих святых дело похвальное; ревновать им спасительно; а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное. (Прп. Иоанн Лествичник Слово4 п.42)
Начинать "умервщление тела" надо с лёгкого и простого - избавиться от излишнего комфорта и не стремиться к нему. Потом постепенно можно что-то добавлять для аскетизма, например, немного уменьшить количество сна. Важно понимать зачем это делается. Лишний и изнеженный сон приводит к умножению блудных помыслов и мечтаний. Если это есть, то тогда и надо умервщлять тело. А не просто для того, что бы потешить своё самолюбие и тщеславие. Если аскетизм приводит к росту гордыни, лучше уж тогда "быть свинёй" и укорять себя за это. Так многие спасались, а вот фарисеи нет.
Спаси Господи! Да, к сожалению, у меня был опыт «вживления» подвижнических добродетелей в свою повседневность, который закончился гордостью и ухудшением здоровья. Теперь без духовника никаких экспериментов.
Благодарю за точный ответ!