3 Ответа
У него книги весьма разнообразны по тематике и богословским достоинствам. В некоторых из них встречается прямая апология учений, отвергнутых Православной Церковью. Например, в книге "Христос - победитель ада" митр. Иларион доказывает учение о всеобщем спасении, которое подпадает под анафему Пятого Вселенского Собора. В других сочинениях и интервью он подвергает ревизии общецерковное отношение к католикам и протестантам как к еретикам. Когда я учился в Московской духовной академии, митр. Иларион выступал перед учащимися и публично озвучил свое мнение, что не видит никаких препятствий к немедленному объединению в одну Церковь с монофизитами. Причем он даже добавил: "Как председатель Синодальной библейско-богословской комиссии".
В шеститомнике "Иисус Христос. Жизнь и учение" даже по сноскам видно, что основным источником для него были сочинения западных библеистов, а не отцов Церкви. Известно, что весь этот огромный труд, по словам автора, он сделал за один год - при всей своей колоссальной архиерейской и административной нагрузке. Вот что пишет об этом журналист:
Вспоминается, как в 2017 году на презентации многотомного фолианта примерно в 5000 страниц убористым шрифтом автор этих строк спросил митрополита Илариона, сколько же лет ушло на этот колоссальный труд. "Около года", - после повисшей было паузы, скромно ответил автор. Чем спровоцировал недоумения, не озвученные вслух лишь из элементарной журналистской вежливости: сколько же "литературных негров" работает на Его Высокопреосвященство?
В патрологических сочинениях митр. Илариона мало того что бывают неточности, зачастую их методологические установки далеки от общецерковных. Например, он считает несторианином прп. Исаака Сирина, утверждает, что тот преклонялся перед догматическим авторитетом еретика Феодора Мопсуэстийского и был сторонником апокатастасиса. Неоднозначные оценки есть и в его сочинении о свт. Григории Богослове, когда он к святому подходит с мерками обычного человека. В "Священной тайне Церкви" он вроде приводит хорошую документальную базу об имябожии, но его выводы скорее в пользу этой осужденной Церкви ереси.
Некоторые труды, однако, вызывают у меня умеренную симпатию, например семинарский учебник в трех томах по Четвероевангелию. Большое дело - публикации серии антологий по древним восточным отцам Церкви, предпринятое по инициативе тогда еще иером. Илариона.
Если Вы имеете в виду недавние события, связанные с газетной публикацией и реакцией на нее Священного Синода, то они также вызвали у меня крайнее удивление, потому что плохо вяжутся с традиционным образом церковного богослова, экзегета, учителя молитвы и нравственности и вообще иерарха.
Итак, если у Вас есть какие-то бумажные книги митр. Илариона, то относиться к ним стоит сдержанно. Какие-то читать можно, но поверять святыми отцами и достоверными церковными исследованиями по данной теме. От других же (в первую очередь, "Христос - победитель ада" и книга о прп. Исааке Сирине) хорошо бы просто как-нибудь избавиться.