Расшифровка видео
Эволюционизм – это то учение, которое было предложено в XIX веке как альтернатива христианской концепции происхождения мира. Сейчас многие православные, к сожалению, испытывают заискивание перед этой концепцией, они боятся говорить о происхождении мира, жизни и человека так, как об этом говорили в общем-то девятнадцать, да и все двадцать веков христианской истории. Поэтому возникают некоторые гибриды из христианства и эволюционизма. И иногда эти люди довольно агрессивно навязывают свои взгляды остальным православным христианам, как будто эта идея про происхождения человека там из обезьян на протяжении многих лет всегда была учением Церкви, что смешно и абсурдно.
Люди, которые так говорят, они игнорируют фундаментальное различие эволюционного и христианского понимания происхождения мира, жизни и человека. В чем это отличие фундаментальное: в том, что эволюционизм говорит, что все произошло само собой. Эволюционизм – это модель того, предположение того, как это могло бы произойти, если Бог в этом не участвует, само собой, в силу естественных процессов. А то, что нам рассказывает Священное Писание – это то, что Бог сделал как чудо. Здесь в принципе несопоставимые вещи. Поэтому, когда нам говорят: мир не может произойти за шесть суток, мы не такие как идиоты, чтобы говорить, что мир сам собой может произойти за шесть суток. Само собой, в силу естественных процессов говорить, что мир может произойти – это абсурд. Но мы не говорим, что мир произошел сам собой, а что его Бог сотворил, мы говорим, что это чудо Божие. И здесь говоря о чуде Божием, здесь вообще научная какая-то эта тематика становится излишней, потому что наука не рассматривает чудеса, она не компетентна по ним высказываться – уже в силу того, что она не предполагает существование Бога.
Правильно я понимаю, что в этом смысле, конечно, возникновение мира материального — это проблема, получается, даже и не космологии, а это проблема теологии?
Да, это сфера чуда. Если мы возьмем чудеса Христа, например, мы же их признаём, грешно их отрицать. Есть соборное постановление, что чудеса Божия отрицать, перетолковывать – это грешно. Собор против Иоанна Итало постановил, что это тоже является ересью и заблуждением. Но когда мы видим, как Господь там исцелил слепорожденного, например, если этого слепорожденного после чуда показать врачам, они могут сказать: да у него все нормально было со зрением, никогда он не был, – точно такой же возникнет конфликт между наукой и фактом чуда, потому что этот факт не учитывается. И святые отцы тоже они про действительно творение мира за шесть суток не говорили об этом как о научной теории, они не подчеркивали это из каких-то научных представлений. Если мы откроем Шестодневы святого Василия Великого, святого Амвросия Медиоланского, мы увидим, что там они защищают шестодневное сказание от представлений своего времени. Никакая античная наука не учила о творение мира за шесть дней, это чисто христианское, взятое еще из Ветхого Завета, понятное дело, представление. Поэтому, конечно, здесь очевидна принципиальная несовместимость этих позиций. Если мы называемся верующими в Бога людьми, возникает здесь три простых вопроса.
Первый вопрос. Бог может сотворить за шесть суток весь мир? Поскольку мы верим, что Он всемогущ, то да.
Вопрос второй. Как описал Свой акт сотворении мира Сам Господь? Мы видим, как это описано в Книге Бытия: за шесть дней создал весь мир, включая человека.
И, собственно говоря, вопрос третий. Если Бог может создать мир за шесть дней, если Он Сам говорит, что Он создал его за шесть дней, то почему бы нам не поверить Богу. Какой ответ: стыдно перед миром, если мы так скажем, над нами будут смеяться, мы будем выглядеть несовременными, это сейчас так никто не говорит, и от нас отвернутся люди, мир века сего, и у нас не получится быть друзьями мира. Но, извините, у нас нет такой задачи, потому что Священное Писание говорит: кто ищет дружбы с миром, тот становится врагом Богу. Эта ситуация – одна из тех многих ситуаций, в которых христианин как раз-таки может продемонстрировать, что для него более важно: для него важно более признание людей века сего, или для него более важна верность истине Божией.
Комментировать