Появление и этапы становления Утрени
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы продолжим наш разговор об Утрени и обратимся к истории ее появления и формирования.
Начало христианской утрени положено было еще в апостольское время по примеру ветхозаветной традиции утреннего богослужения, которое стало настолько распространенным среди христиан, что о нем на рубеже I и II столетий знали даже язычники. Вспомним проконсула Плиния…
Из чего состояло утреннее славословие в первые века? Скорее всего, сюда входили ветхозаветные псалмы, где говорится об утренней молитве (напр. 62-й: “Боже, Боже мой, к тебе утреннюю…” и библейские песни, как напр. песнь пророка Исаии: “От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже…”). Были здесь так же и новозаветные гимны, судя по тому, что ап. Иоанн Богослов, приводит целый ряд таких славословий в Апокалипсисе (напр.: “Достоин ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо ты сотворил все и все по твоей воле существует” (4,2); “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков” (5,13). … Ученые полагают, что в числе тех гимнов, о которых сообщает Плиний императору Траяну, было и наше современное великое славословие в его простейшем виде. Во всяком случае, вариант такого славословия дан в 47 главе VII книги «Постановлений апостольских».
Самое раннее уставное изложение утрени дается в таком литературном памятнике II века как “Завещание Господа нашего Иисуса Христа”. В этом “Завещании” упоминается 3 вида утрени. Первая из них, совершаемая епископом, очевидно, была отправляема с особой торжественностью в воскресные дни. Вторую памятник называет вседневным славословием и поручает совершение ее пресвитерам в церквах. Третья называется в памятнике как “утреня вдовиц, пользующихся председательством в собраниях”.
1. Первый вид утрени состоял из двух частей: “предрассветного славословия” и “славословия конечного”.
Первая часть совершалась еще до восхода солнца. Сначала предстоятелем совершалось трехчастное славословие, сопровождаемое пением от народа кратких песнопений: “Тя хвалим, Тя благословим, Тя превозносим и молим Ти ся, Боже наш”. Затем пелись псалмы и 4 библейских песни. Причем, пели все, включая женщин и детей. Так мы читаем в памятнике: “Поют дети, две девы, три диакона и три пресвитера”. По окончании пения предстоятель опять возносил славословие, заканчивая словами: “Благодать Господа нашего со всеми вами”, на что народ отвечал: “И со духом Твоим”. Этим заканчивалась первая предрассветная часть утрени.
За ней уже на восходе солнце следовала вторая, также состоявшая из трехчастного славословия предстоятеля, сопровождаемого народным пением. По завершении последнего — великого славословия — читались священные книги: пророческие, апостольские, и евангельские. Обратите внимание, что здесь представлен тот порядок, который сохранился до настоящего времени в конце утрени великой субботы, где после великого славословия полагается чтение Паримии, Апостола и Евангелия.
По окончании чтения следовало поучение, затем совершалось моление, представлявшее собой прототип наших ектений и делался отпуст.
Примечательно, что в предварительных призывах к молению говорилось, чтобы никто нечистый и нерадивый не дерзал молиться, и аще кто прелюбодей или во гневе, аще кто раб греха да удалится (Кн. I, гл.35). И здесь уместно еще вспомнить ту часть донесения Плиния императору Траяну об утреннем богослужении вифинских христиан, где он писал, что христиане, расходясь со своего молитвенного собрания, “обязывали себя клятвой, чтобы не совершать ни воровства, ни разбоя, ни прелюбодеяния, не нарушать верности, не отказываться от залога”. Так, диаконские возглашения язычник, видимо, воспринимал как произносимые вслух клятвы!
2. По такому же типу, только более упрощенно совершалась Утреня и в будни. Очевидно, что в ней не было того многообразия певческого исполнительства, какое имело место на воскресной утрене. Скорее всего, она тоже имела в своем составе какие-то псалмы и библейские песни (хотя об этом и не говорится). Но в ней не были обязательными чтения из священного Писания, как это видно из того примечания, согласно которому если кто читает пророческие слова на данной утрени, тот будет иметь награду… Нет в ней и упоминаний о «великом славословии» и о диаконских возглашениях.
3. Третий вид утрени в “Завещании”, предназначавшийся для вдовиц, имел значение келейного богослужения, совершаемого на дому еще в более упрощенном варианте (но в каком точно неизвестно).
Такова была утреня во 2-3 веках.
Иерусалимская утреня
Об утреннем богослужении IV века мы имеем сведения из описания иерусалимского богослужения западной паломницей Сильвией (Аквитанкой), согласно которым утреня так же состояла из двух частей и имела разные виды: более торжественные для воскресного дня и менее торжественные для дней седмичных.
Конечно, она имела и свои особенности. Например, начиналась она не в храме, а вне его; епископ приходил на нее не к началу, а много позднее из-за местных условий церковной жизни храма Воскресения, в котором паломники находятся там круглые сутки. Кроме того, чтение Евангелия на ней совершалось не в конце службы, а в предрассветной ее части, т.е. в середине и еще ряд других особенностей…
Безусловно, в состав иерусалимской утрени входили и библейские песни, о широком употреблении которых имеется ряд свидетельств. Очевидно, пелись и непорочны и хвалитные псалмы, о которых преп. Кассиан Римлянин говорит, что они в Палестине на утреннем богослужении поются каждый день. Исполнялось в Иерусалиме и великое славословие, известное в это время всей христианской церкви настолько, что, например, св. Афанасий Великий советовал петь его утром и на домашней молитве.
Относительно иерусалимского варианта совершения Утрени можно сказать определенно, что многие местные богослужебные особенности его стали позднее общехристианскими обрядами.
К примеру, обычай иерусалимской церкви начинать утреню не в храме, а в прилегающей к нему базилике, двери из которой в храм были закрытыми, отражается в традиции начинать Пасхальную Утреню вне храма или его притворе при закрыты дверях, ведущих в храм.
А приход иерусалимского епископа в храм, когда там уже идет богослужение, положил начало малому входу, который еще 300 лет тому назад совершался на Утрене, так же как он совершается сегодня на Вечерни… А вот как именно он совершался и в какое время, пусть это будет домашним заданием для любознательных!
А я пока прощаюсь с вами с обещанием обсудить в следующий раз обычай, так же сохранившийся доныне, источником которого стала традиция Константинопольской Церкви.
Так что… до следующей встречи!
Комментировать